Объявления
Интервью
Художник инженерной мысли В. Григорьев: Важно найти свою колею
Мне посчастливилось повстречаться с известным театральным художником Виктором Григорьевым в селе Рябово, куда он приезжал буквально на пару дней, чтобы смонтировать выставку своих работ «Арт-механика». Мы прогуливались с ним по выставочному залу Белого здания, он заводил механизмы своих удивительных картин, те оживали и начинали жить своей жизнью, позванивая, поскрипывая или постукивая, а мы беседовали с ним об искусстве.
– Виктор Генрихович, Ваши работы просто завораживают, они словно живые. И каждая картина, как отдельный мир со своими персонажами. Что это за искусство такое – арт-механика? И есть ли у Вас ученики?
– Арт-механика – это, вообще, моё изобретение. Это кинематические картины, такое сочетание на грани техники и искусства, когда одно без другого бессмысленно. И этому сложно научиться, с этим надо родиться. Поэтому, к сожалению, учеников у меня нет, и последователей тоже нет, есть только люди, которые со мной работают. Помните, как у Высоцкого: «Нет смысла ехать за мной, у каждого своя колея».
– Ваши работы выполнены из различных материалов – металла, дерева, оргстекла. И размеры впечатляют – от небольших картин до самых огромных экспозиций, таких, что, судя по фотографиям, не поместились бы ни в одном помещении. И все они приходят в движение с помощью удивительных механизмов. А как к Вам приходят идеи, образы для очередной картины?
– По-разному. Нет какого-то одного алгоритма, одной схемы. Бывает, вначале хочется опробовать какую-то механическую идею, а потом на неё нарастает образ. Знаете, как Чаплин снимал свои картины? Брал камеру, брал актёра, приходил на съёмочную площадку, начинал какую-нибудь сцену и из неё потом вытягивал целый 2-часовой фильм. Я во многом работаю по такой же схеме. Я могу начать с какой-нибудь понравившейся шестерёнки, купленной на «барахолке», а потом из этого вырастает нечто.
– Ваши работы вызывают разные ощущения, от восхищения изящными формами деталей, персонажей, какой-то удивительной музыки движения до некоторого непонимания – что это изображено в картине, что хотел донести до зрителя автор? Наверное, у каждой работы есть свой зритель, для кого эта картина предназначена?
– Конечно, художник всегда о чём-то думает, когда создаёт свою картину, и хорошо, когда его замысел понятен зрителю. Но я работаю для себя. Стараюсь выразить свои собственные эмоции, хранящиеся где-то глубоко в подсознании. Очень сложно договориться с собственным подсознанием, и если удалось передать эти ощущения, то это чувствуют и другие.
– Вы впервые в Рябово? Вас вдохновляют Васнецовские места?
– Да, я здесь впервые. Конечно, хочется ещё сюда приехать, чтобы не торопясь осмотреться. Не люблю, когда я бываю в новом месте, и у меня мало времени. Когда я приезжаю в Париж на пару часов, я не бегу в Лувр, поскольку понимаю, что за 2 часа Лувр не осмотреть. Лучше я осмотрю то, что успею осмыслить. Здесь то же самое. Времени мало. Я приехал, выставку смонтировал, и пора уезжать. Рябово – такое место, что нельзя бегом обежать окрестности. Но что-то я увидел.
– Может, это вернётся потом в каком-нибудь новом образе, в новой работе?
– Может быть. Но сейчас жизнь у меня такая беспокойная - мечусь между городами: живу в Санкт-Петербурге, работаю в Москве. А это напрягает и смущает, когда некогда остановиться.
– Можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?
– Наверное, нет. Хотя я на жизнь не жалуюсь. Я считаю, что счастье – это мгновение, и чтобы ощутить его, надо вначале хорошую оплеуху от жизни получить. Я не могу долго счастливым быть. Знаете, когда люди вернулись с войны, они долго ходили счастливыми, несмотря на разруху кругом. Я совершенно убеждён, что можно быть абсолютно счастливым, будучи, к примеру, простым трактористом, если ты нашёл свой путь, свою колею.
– А как узнать, твой ли это путь?
– Я считаю, что если ситуация складывается так, как она должна складываться, и всё идёт гладко, значит, это правильный путь. А если идёшь не туда, то всё время начинает что-то происходить не так.
– Значит, Вы нашли свой путь, свою колею?
– Надеюсь, что так.
Беседовала
На снимке: В.Григорьев у «Вечного двигателя».
Фото Людмилы Зайцевой
Наша справка
АРт-механика – одно из самых редких искусств, в этой технике работают единицы мастеров и мастерских. Именно таким мастером является Виктор Генрихович Григорьев.
В.Г. Григорьев родился в 1965 г. в г. Санкт-Петербурге. Окончил СПб Академию Театрального Искусства по специальности художник театра и кино. Член Союза художников России. Участник и победитель множества конкурсов, фестивалей и выставок. Поставил более 30 спектаклей и несколько кинофильмов. Инсценировал и оформил карнавалы и городские праздники в разных городах России. У мастера состоялось более 10 персональных выставок. Работы художника В.Г. Григорьева находятся в музейных собраниях России, Украины, США, Испании, Германии, Франции, Австрии, Финляндии, Арабских Эмиратов и в частных коллекциях.
Выставка «Арт-механика» открыта в Рябово, в музее-заповеднике художников В.М. и А.М. Васнецовых до 30 июня.