Объявления
Интервью
Вклад Виктора Васнецова в народное образование
Несколько поколений русских людей учились грамоте по рисункам Виктора Васнецова. В жизни начинающего художника 1867 год оказался весьма плодотворным в Петербурге. По воле судьбы Васнецов не начал учиться в Академии художеств, хотя успешно сдал экзамены. В 1867 году В.Васнецов стал работать в картографическом заведении А.Ильина, осваивая технику литографии, успешно исполняя рисунки на камне к различным изданиям.
К этому же году относится сотрудничество начинающего художника с Николаем Столпянским, составителем, издателем «Народной» и «Солдатской» азбук в Петербурге. Васнецов по предложению Столпянского иллюстрировал его азбуки. Народная азбука издавалась с 1867 по 1887 годы двадцать пять раз. В первых семи изданиях было помещено по 45 васнецовских рисунков, в последующих изданиях – по 30. Наблюдая спрос на азбуки, в 1870 году Н.Столпянский предпринял ещё одно издание – «Солдатскую азбуку», оформлял её также В.Васнецов. «Народная азбука» с рисунками В.Васнецова появилась и в Вятке. Думаю, что её страницы листал и отец художника – М.В.Васнецов, переполняясь гордостью за сына. А Николай, старший брат художника, вероятно, использовал «Народную азбуку» в учебном процессе в народной школе. Азбуки пользовались спросом, в 1871–72 гг. уже готовилось её девятое издание.
В 1871 году по состоянию здо- ровья Виктор Васнецов прервал обучение в Академии художеств и выехал в Вятку. Находясь в Вятке, художник продолжил работу над азбукой: на гравировальных досках, которые выслал ему из Петербурга Столпянский, он выполнил 28 рисунков к девятому изданию «Народной азбуки». У нас есть возможность ознакомиться с этим изданием азбуки Столпянского 1872 года, так как экземпляр находится в библиотеке им. А.Герцена. В азбуку, небольшого и удобного формата в 80 страниц, художник внёс более двадцати рисунков, прописи. Рисунки соответствовали содержанию Народной азбуки. Знание крестьянской жизни, особенностей быта, тем более что Васнецов вновь посетил родные места, позволило художнику внести и рябовские наблюдения. Рисунки мастерски были выполнены художником и тщательно проработаны до мельчайшей подробности.
Так, на титульном листе «Время – деньги, знание – богатство», Васнецов изобразил деда, толкующего внуку о пользе грамотности и знаний. Среди рисунков из крестьянского быта выделяются такие, как «Сенокос», «Мельница», «Храмовый праздник», встречаются также рисунки на темы басен и народных сказок. Привлечёт нас и васнецовский рисунок на странице 26 с изображением дома с мезонином, вполне узнаваемого: да, это родной дом художника в селе Рябово. Тексты молитв и 10 заповедей были выполнены художником на старославянском и русском языках. Издание «Народной азбуки» продолжалось до 1887 года, «Солдатской» – до 1888 года.
В 1872 году В.И. Водовозов подготовил к изданию «Русскую азбуку для детей». К иллюстрированию и третьей азбуки был привлечён В.Васнецов. В азбуке отмечалось: «Прописи и около 50 картинок, рисованных на дереве Васнецовым. Прописи гравированы Куренковым, картины в тексте Рашевским». В азбуку были включены тексты пословиц, небывальщин, загадок, рассказов, которые иллюстрировались Васнецовым также на основе рябовских впечатлений: такие живые картинки из народного быта. Думаю, что издание не потеряло значения и в настоящее время.
В течение двадцати лет Васнецов вновь и вновь возвращался к оформлению азбук. Это были доступные издания для широких слоёв населения и в самостоятельном изучении грамоты по васнецовским прописям и рисункам.
Н.ДОРОНИНА (ДВИНЯНИНОВА), исследователь творчества Васнецовых