Главная Город и горожане К строительству станции Зуевка причастен Николай Второй

К строительству станции Зуевка причастен Николай Второй

02.08.2012

Идут через Зуевку пассажирские и грузовые поезда по самой длинной в мире Транссибирской железнодорожной магистрали Москва – Владивосток, протяжённостью более 9 тыс. километров. На «великой» магистрали, в тысяче километрах от Москвы, расположено Кировское отделение Горьковской железной дороги, которой в этом году исполняется 150 лет.

Поток грузов, перевозки пассажиров ежегодно растут. Скорости 100 километров в час люди перестали удивляться. А как всё начиналось?

Ещё с 1878 года на Урале действовала Пермская железная дорога, связывающая Пермь и Екатеринбург, не имеющая выхода на остальную сеть российских дорог. В 1895 году от Перми начинается строительство продолжения дороги на Вятку и Котлас. Дорога должна была открыть путь западно-сибирскому хлебу, кожам, пушнине, уральскому металлу, вятскому лесу – к судоходной реке Северная Двина в бассейне Белого моря, ведь конечная станция располагалась у берега Северной Двины. Первоначально конечной точкой предполагался уездный Сольвычегодск, а не зырянское село Котлас при слиянии Северной Двины и Вычегды, в 18 километрах к востоку от него. Грузы по железной дороге вывозились до пристани Котлас, затем из вагонов перегружались на баржи и по Северной Двине следовали до порта Архангельск, откуда по Белому морю поступали за границу.

Проект начала 1890-х годов имел два варианта: дорогостоящий – вдоль Кильмези, по югу Вятской губернии. Будущая дорога от станции Балезино должна была проходить через населённые пункты Уни, Ухтым, Таранки, Вожгалы, Кстинино, Вятку, по водоразделу притоков реки Чепца (Святица, Коса, Большая Кордяга) и притоков реки Вятка (Лумпун, Лобань, Воя). Здесь, на средневятских увалах, был более подходящий грунт, меньше требовалось строить мостов.

Второй вариант более короткий и дешёвый (короче на 72 версты и дешевле на 2 млн. 200 тысяч рублей) – через Глазов, вдоль Чепцы (Глазов – Яр – Фалёнки – Зуевка – Просница). Но пугала заболоченная местность, требующая дополнительных мостов Чепецкая долина. Выбор император Николай Второй (во время обсуждения в 1895 году) остановил на втором варианте, сказав, что назначение дороги – исключительно транзитное, и велел строить «хорошо и прочно, с тем, чтобы впоследствии дополнять, а не перестраивать».

В 1894 году было получено указание на проведение изыскательских работ и отпущено казной 93 тысячи рублей. В 1896 году начались изыскательские работы для составления исполнительного проекта. Не всё у изыскателей шло гладко. Некоторые фабриканты выражали недовольство тем, что железная дорога проходит по их владениям. Строительные работы широко развернулись только с 1897 года.

По данным «Памятной книжки Вятской губернии на 1898 год», строительством дороги на 4-м участке Яр – Фалёнки – Зуевка руководили: начальник – инженер А.И.Маркус; инженер-механик И.З.Дукельский. Расстояние участка от Яра до Зуевки – 83,551 версты. На участке сооружается участковая станция Зуевка с основным паровозным депо и приписным парком грузовых и пассажирских паровозов.

Газета «Вятский край» в 1897 году печатает сводки о ходе строительства дороги. Строилась дорога подрядным способом, то есть государство сдавало частным лицам подряды на производство тех или иных работ.

21 октября 1898 года на участке Вятка – Глазов проследовал первый состав. По расписанию поезд ходил один раз в неделю. В расписании упоминаются станции поимённо, в том числе Зуевка, как станция 3-го класса, Яр и Фалёнки – 4-го класса.

В Зуевском районном историко-краеведческом музее открыт новый зал по истории железной дороги, побывав в котором, можно подробнее познакомиться с историей возникновения станции Зуевка, с прославленными династиями зуевских железнодорожников, увидеть редкие экспонаты.

Т.ШИШКИНА,
сотрудник музея

 

Комментарии (1)

08.01.2017 в 21:03 Andrzei написал:

Отлично, история очень важна, ля понимания происходящего и будущего. Нужно строить автомобильную дорогу ,паралельно железнодорожной, транссибу.



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"