Объявления
Интервью
Детище купцов Платуновых
В нынешнем году посёлку Кордяга исполняется 200 лет. Дата большая, солидная.
Очень хотелось бы встретить её красиво, с размахом, в хорошем, приподнятом настроении, но, к сожалению, так не получится: уже давно не работает бумажная фабрика, нет и колхоза «Рассвет». Но, к счастью, жива память, и в преддверии юбилея считаю своим долгом напомнить читателям, как всё начиналось…
В 1812 году купец первой гильдии, почётный гражданин города Слободского Николай Никифорович Платунов получил разрешение Вятской казённой палаты на сооружение бумажной фабрики в Сезеневской волости Слободского уезда на речке Большая Кордяга, около места впадения её в реку Чепцу. В первые десятилетия процесс производства бумаги был ручным, из-за чего он был сложным и трудоёмким. Сырьём являлось тряпьё, закупаемое у населения местных деревень и в соседних уездах от Котельнича до Глазова. Благо у крестьян постоянно накапливалось большое количество поношенной льняной домотканой одежды.
Тряпку сортировали, промывали, кипятили и отбеливали в котлах, затем измельчали в роллах. Хотя и делали бумагу вручную, но крепость её была очень хорошей. Несмотря на то, что её выпускалось не так много, она имела большой спрос у заказчиков как в Вятской губернии, так и на Ирбитской ярмарке под Пермью. Первым домом в посёлке был дом купца Платунова. Его поставили недалеко от фабрики, рабочие называли его «белые покои». Хозяин жил в доме редко, только тогда, когда приезжал проверить, как работает производство. Строение было в два этажа, с балконами на обоих этажах и с садом. Этот дом стоит в посёлке до сих пор. Позднее в нём была размещена амбулатория и аптека, ещё позднее располагался сельсовет, в настоящее время это молильный дом. Рядом через сад был построен дом для управляющего Малышева. Дом был также с балконом, а возле дома располагался небольшой пруд и сад. В настоящее время этого дома нет. Основные рабочие и специалисты жили в рабочих казармах, пристроенных к фабрике. Подсобными рабочими, не требующими квалификации, были крестьяне из ближних деревень. Посёлок находился в низине и его затопляло каждую весну. На пригорке рядом с фабрикой поселились крестьяне из деревни Есюнинцы с большими семьями. Деревню назвали Неплутовка. Крестьяне занимались земледелием и работали на фабрике. Впоследствии деревню назвали Ротики, что означало – накормить каждый рот. Затем бывшая деревня превратилась в первую улицу посёлка, получив название Свободы.
В 1813 году в посёлке было 6 домов по 4 сажени. Постепенно он увеличивался и в 1832 году – уже 9 домов. Крестьяне деревни Ротики даже поставили 4 каменных дома (правда, у одного каменной была только нижняя часть, а второй этаж деревянный). Кирпич делали сами, глину брали на своих усадьбах.
В конце 40-х годов 19 века техника производства бумаги коренным образом изменилась. Новый владелец фабрики Александр Николаевич Платунов – сын основателя фабрики, отличался пытливостью ума и изобретательностью. Он понял, что его небольшое предприятие, основанное на ручном труде, не выдержит конкуренции вятских и других бумажных фабрик. Он сам спроектировал бумагоделательную машину по английским образцам. Добился отливки нужных чугунных частей машины на Тагильских заводах Урала. В 1848 году бумагоделательная машина была пущена в производство, а Кордяжская бумажная фабрика с этого времени стала предприятием фабрично-заводского типа. Внук же фабриканта – Николай Александрович разработал при фабрике ещё и производство пустотного кирпича. В 1859 году были установлены паровой котёл и паровая машина в 12 лошадиных сил. Позже установлены ещё два паровых котла и две паровые машины. В 1873 году установили новую английскую бумагоделательную машину и улучшили оборудование на других участках производства, отчего качество бумаги улучшилось, а её ассортимент увеличился.
В связи с изменением производства потребовалось больше наёмных рабочих, их нанимали в деревнях Онохинцы, Бурчаевцы и Ротики. Из них образовались три династии рабочих: Мошонкины, Есюнины и Микрюковы (немало их наследников работали здесь до самого закрытия фабрики).
Недостатком жизни в посёлке было отсутствие больницы и школы и потому два раза в неделю сюда приезжали врач и фельдшер, а дети учились в школе села Сезенево.
В 1902 г. в деревне Ротики была построена земская школа. В конце 1925 г. в посёлке было 18 жилых домов и их строительство продолжалось. В доме, где был тряпичный цех фабрики, оборудовали клуб, который просуществовал до 1998 года. В клубе проводилась культмассовая работа.
Возрождение из пепла и… тихое увядание
В сентябре 1933 года фабрику постигло бедствие – пожар. Загорание произошло ночью. Огромное пламя полыхало и уничтожало всё на пути. Бумажники активно включились в ликвидацию пожара: таскали воду в вёдрах, возили в бочках, работали пожарные машины. Но отстоять предприятие от пожара не удалось.
В министерстве целлюлозной промышленности было мнение: рабочих, имеющих специальность бумажника, отправить на другие родственные предприятия. Но желающих не оказалось, потому что все были местными жителями, связанными с домашним хозяйством. Тогда на фабрику приехал начальник областного треста товарищ Викторов. Состоялось общее рабочее собрание, на котором бумажники приняли решение – своими силами восстановить фабрику. И с первых же дней все быстро взялись за дело. Осень того года выдалась на редкость тёплой. Самоотверженно трудились и пожилые, и молодёжь. Работали по 10 – 12 часов без выходных. Каждый рабочий трудился в своём цехе. Бумажники восстанавливали сеточный стол, приводили в рабочее состояние другие узлы и детали бумагоделательной машины. Немало усилий приложили рабочие, чтобы привести в порядок паровую машину «Зульдер», которую считали сердцем предприятия. Всей работой по восстановлению оборудования руководил главный механик фабрики Л.М. Роготнев. В монтаже оборудования помогали специалисты из Ленинграда. Общее руководство осуществлял директор товарищ Селюнин. В результате не только восстановили цеха и оборудование, но и сделали надстрой здания фабрики и котельной. При всеобщем энтузиазме фабрику восстановили меньше, чем за год.
Мирный труд оборвался в 1941 году и в посёлке приостановилось строительство социальных объектов. Школа осталась старая бывшая земская, дети учились в две смены. Фабрика же была на военном учёте, так как бумага шла на фронт – бойцам для курения. В то время делали курительные книжки. Бумагу резали на стопорезках и заклеивали пояском обёртки каждую книжечку по 50 листов размером 70 на 50 мм. В то время в цехе ширпотреба работало 90 человек. Эту продукцию делали до середины 50-х годов прошлого века. В 1947 году фабрика перешла с тряпичного сырья на целлюлозу.
В посёлке со временем появились: амбулатория, аптека в доме фабриканта, детский сад, ясли в доме управляющего, баня, магазин сельпо, столовая, пекарня, сапожная мастерская. В 1950-60 годах построено 5 восьмиквартирных жилых домов, 2 магазина, контора фабрики, столовая, новый фельдшерско-акушерский пункт. В начале 1970 г. построена школа, дети стали учиться в одну смену.
За 200 лет существования посёлка из небольшого, в 6 казарменных домов, он вырос до 6 улиц с домами рабочих фабрики. Подведен водопровод, электричество, в некоторых домах санузел.
В 1980 году за счет присоединения улиц колхоза «Рассвет» и посёлка 8-го разъезда, Кордяга увеличилась до 17 улиц. Жизнь в поселке была интересной и разнообразной. Рабочие фабрики помогали колхозу убирать урожай, устраивали массовые гуляния на природе. Собирались семьями, веселились, смотрели концерты местных артистов, болели за футболистов своей команды.
В настоящее время жизнь в посёлке изменилась, так как не стало работы для молодежи, закрылась не только фабрика, но и не стало колхоза «Рассвет». Ещё есть кое-какие производственные объекты, но сейчас они относятся к зуевской птицефабрике.
Люди старшего поколения живут своей тихой, размеренной жизнью, которую делают интересней и разнообразней работники торговли, школы и Дома культуры. К каждому календарному празднику проводятся интересные концерты, побывав на которых хочется жить.
И всё-же, до сих пор у многих жителей посёлка болит душа, когда они проходят мимо здания фабрики. Не готовы мы были к тому, что когда-то смолкнет фабричный гудок…
А. ЕСЮНИНА,
п. Кордяга
Дом фабриканта Платунова
Общий вид Кордяжской бумажной фабрики в 1929 г.
Очень познавательная статья. Интересно, сохранились ли архивы личных дел рабочих, работавших на данной фабрике?
Статья понравилась, много интересного узнала. История фабрики заинтересовала после того как в руки попала курительная бумага данной фабрики . Спасибо автору за статью