В списках блокадников не значится

13.04.2014
косино

Как-то в декабрьский, не очень погожий день встретила на улице бабушку Полю. Ну и что, скажете, здесь необычного? А то, что тащила бабуля за собой большие древние деревянные санки с кучей посуды: бак эмалированный, ведро, пластиковые канистры. Ну, думаю, опять перемёрзла колонка, и пошла горемычная по посёлку воду искать.

Догадаться об этом было не трудно, так как третий год ближайшей к её дому водоразборной колонкой воспользоваться затруднительно: зимой замерзает, а с весны до осени вокруг неё такое море воды из-за утечек водопроводных разливается, что хоть на лодке плыви.

Увидев меня, бабушка Поля со слезами воскликнула:

– Вторую блокаду переживаю! Во время войны из Невы вот так воду таскала. Но там понятно, война. А сейчас за что мучения такие?

С водой я ей помогла, и ушла бы в прошлое эта встреча, и не вспомнила бы я о ней, если бы не статья в газете «Нива» о единственной в районе бывшей блокаднице из пос. Кордяга.

Как же так? А баба Поля? О ней забыли или не знают? Спасибо хранительнице школьного музея Л.А. Сорокиной, всё обо всех знает и помнит. И ребята – молодцы, приглашали бабушку Полю в школу, слушали её воспоминания о тех годах. А послушать было что.

Рано осталась сиротой маленькая уржумская девочка Поля. Годик исполнился – мамы не стало, а в 10 лет потеряла отца. Приютила тётя, и как могла, устраивала её судьбу. В 15-летнем возрасте отправила племянницу в ФЗО (рабочее училище). 28 апреля далёкого 1941 года уехали на учёбу в Ленинград 35 юношей и совсем ещё юных девушек из Уржума. Едва выучились на слесарей-инструментальщиков, как грянула война, страшная Великая Отечественная. Ленинградский завод по выпуску киноаппаратуры, где они обучались, стал работать для фронта. И новоиспечённые слесари-инструментальщики дневали и ночевали у станков, выполняя заказы для фронта.

Был на заводе старый мастер. Имя его не запомнилось, все звали его дедом. Добрейший был человек. Видит, ребёнок у станка засыпает, отправит его вздремнуть часок-другой, а сам к станку. Всех жалел. Ни одного несчастного случая в его смену не было. При заводе и жил в будке.

Поля с подругами Фридой и Дусей тоже при заводе жили, в общежитии. С территории их никуда не выпускали. От бомбёжек спасались в бомбоубежище. На крыше завода постоянно дежурили зенитчики. При общежитии была столовая. Кормили жидкой похлёбкой, в которой кусочек картошки был редкостью. На день выдавали маленький кусочек хлеба. А ещё какую-то розового цвета сыворотку в бутылках и пачку дрожжей. До сих пор бабу Полю передёргивает от вида и запаха дрожжей.

Как-то мальчишки принесли мясо, неизвестно какое – протухшее, с червями. Вымыли хорошенько, поставили варить. Зловонный дух – на всё общежитие! Пришёл комендант и вывалил варево в мусорное ведро. Баба Поля сейчас понимает, что комендант, может, спас детей от отравления, но тогда голодные мальчишки накинулись на него с кулаками. Из-за бесконечного чувства голода уже казалось, что никогда в жизни не удастся поесть досыта.

Бабушка Поля с благодарностью вспоминает тётю Нюру, работницу столовой. У неё, коренной ленинградки, во время бомбёжки погибла дочь. Узнав, что Поля круглая сирота, она принесла ей одежду и обувь своей дочери. Отскребала от бачков остатки еды и отдавала Поле. Тем и спаслись подруги от голодной смерти. 20 человек осталось в живых из тех 35 уржумских ребят.

После снятия блокады выжившие работали в подсобном хозяйстве завода – пахали, сажали овощи. Пришлось им увидеть и пленных немцев.

И только 25 мая 1945 года отпустили молодёжь по домам. Добирались – где на товарняках, где пешком. Помнит, как ночевали в татарской деревне. Хозяйка накормила и в дорогу дала по кусочку хлеба и картофелине.

Недолго прожила Поля в родных Фролятах, что в Уржумском районе, перебралась к сестре в Удмуртию. Работала в сельском хозяйстве – на ферме, на откорме молодняка, дояркой, а потом 15 лет на железной дороге.

Последние 26 лет живёт в пос. Косино. Сын забрал к себе поближе, помогает с женой по хозяйству: и огород посадить-убрать, и в доме прибрать-постирать.

Всем довольна баба Поля. Всё есть, кроме здоровья. Ещё бы водопровод сделали, чтобы не носить воду из колонки. Есть ещё одна мечта – побывать в мирном Ленинграде (теперь уже Санкт-Петербурге).

Вот такая бабушка Поля – Пелагея Яковлевна Мальцева, всю войну проработавшая в блокадном Ленинграде (о чём свидетельствует архивная справка), живёт у нас в Косино. В октябре нынешнего года ей исполнится 86 лет.

Л.МАЛЫХ, пос.Косино

Фото Людмилы Зайцевой

От редакции 

Мы побывали в поселке Косино, познакомились с бабой Полей. Как оказалось, она – удивительно светлой души человек. Баба Поля и её сноха Валентина Леонидовна, живущая по соседству, рассказали, что уже три года их дома по улице Станция Коса и огороды страдают от подтопления водой из-за утечек неисправных водопроводных сетей. Они очень надеются, что в этом году администрации Косинского сельского поселения удастся отремонтировать водопровод на этом участке, чтобы, наконец, решить наболевшую проблему.

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"