А.Есюнина: «Победу 1945 года я встретила в «Артеке»

06.05.2014

Нет в нашей стране семьи, которую бы обошла стороной Великая Отечественная война. Вот и в наших сердцах, сердцах детей войны, она навсегда оставила свои трагические зарубки.

Когда началась война, мне было 9 лет. Отец ушёл на фронт в первый же день, так как был военнообязанным. Ещё в 1938 году он был участником боёв на озере Хасан, в 1940 году участвовал в финской войне. Мама работала на Кордяжской бумажной фабрике, я училась во 2-м классе, сестре было 5 лет.

29 июля 1941 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О работе комсомольской и пионерской организаций по борьбе с потерями урожая». Местные организации обязались вовлечь в эту работу комсомольцев и школьников. Подростки работали как взрослые: помогали на полях, на бумажной фабрике во время каникул. Мы, младшие школьники, ходили по полям собирали колоски, которые упали на землю во время уборки урожая. Школьники постарше работали на фабрике, заменив взрослых рабочих, ушедших на фронт, или женщин, отпущенных в отпуска. Многие старшие школьники не стали учиться, а работали постоянно на фабрике или в колхозе. Из детей нашей школы бросили учебу: Р.Г.Скрябина, Р.А.Балобанова (Буркова), В.А.Балобанова (Метелёва), Р.А.Микрюкова (Туева, работала в колхозе), Г.А.Лямина, И.И. Есюнина и другие. С нами также учились дети из деревень Вотинцы и Бяки, все они после 4-го класса ушли работать в колхоз.

На Кордяжской бумажной фабрике было подсобное хозяйство, где выращивали картофель и другие овощи для столовой фабрики. Мы, дети 10–11 лет, работали на участке: пололи грядки, окучивали картофель, поливали капусту, а осенью помогали убирать урожай. За работу мы получали очень небольшую зарплату, но всё же это была какая-то помощь семье. При школе тоже был участок, где выращивали овощи для обедов в школе, на нём также работали учащиеся. Школа была небольшая, а детей было много, поэтому учились в две смены. Электрические лампочки были по одной на класс и под самым потолком; писать, читать было темно, поэтому мы по очереди на парту приносили свечку или керосиновую лампу. В школе было введено военное дело, на нём мы учились разбирать, собирать автомат, маршировали с песнями по улице. В Зуевке ходили в военный госпиталь, который был расположен в школе №1.

В наш посёлок на отдых приезжали военные с фронтов, для них в клубе была устроена казарма, поэтому кино показывали редко. Иногда привозили кинопередвижки. На ларёк вешали белое полотно и в тёмное время показывали кино.

Когда мне исполнилось 12 лет, во время каникул меня взяли на работу на фабрику, которая была на военном учёте. Здесь делали курительные книжки из бумаги для раскурки махорки для солдат. При завёртывании книжек мы старались положить записочки солдатам с приветом и с пожеланиями крепче бить немцев и возвращаться домой.

На фабрике я работала в 1943–1944 годах, а в 1945 году за хорошую учёбу мне дали путёвку в пионерский лагерь «Артек» в Крыму.

От Москвы мы ехали по дорогам, по которым прошла война. Станций не было, стояли небольшие сторожки. На поезде ехали через Харьков в Симферополь, а дальше на автобусах до лагеря.

Окончание войны я встретила в «Артеке». Ночью дежурная вожатая бежит по коридору и кричит: «Война кончилась!», а сама смеётся и плачет. За обедом нам даже дали по чуть-чуть вина, а потом мы смотрели кинохронику.

9 мая 1945 года! Никогда не забудет этого дня каждый человек, кто его пережил! Как не забудет 22 июня 1941 года. А.ЕСЮНИНА, п.Кордяга

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"