Объявления
Интервью
Благоустроители Вятки
Во время торжественной литургии при освящении придела церкви Воскресения в селе Суна среди молящихся прихожан заметно выделялись люди в парадной военной форме – мужчины и женщины, двое из них стояли в карауле у хоругви Вятского казачества (на снимке). Как оказалось, это были казаки Вятской военно-казачьей студии-мастерской иконописи, участники 4-й конференции Православных иконописцев и Благоустроителей.
Казаки прибыли в Суну не с пустыми руками: художник-иконописец из Тверской области (г. Торжок) Оксана Ворожцова подарила храму икону, а руководитель студии Андрей Возжеников (уроженец села Суна) вместе с коллегами оформляли иконостас придела храма, освящённого в честь святителя Василия Великого. По окончании литургии состоялось заключение Соглашения о взаимодействии Уржумской Епархии и Вятского областного отдела Всероссийской общественной организации «Союз казаков России», которое подписали глава Епархии – епископ Уржумский и Омутнинский Даниил и атаман Сергей Шушаков. Напомню, что Владыка Даниил особо отметил словами благодарности за восстановление храма руководителя СПК «Племзавод «Новый» С.А. Лобанова. Ему, как и Андрею Возженикову, были вручены Архиерейские грамоты. В свою очередь Сергей Лобанов подарил Сунскому приходу икону Воскресения, приобретенную в Израиле и освященную в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Крестный ход, начавшийся в Уржуме у Свято-Троицкого кафедрального собора, проходил через Нолинск, Суну и завершился в селе Рябово, где и состоялась наша встреча с участниками конференции.
Золото, водка и дыхание художника
Гостья из Италии, художник-иконописец Олеся Згурская впервые на вятской земле, здесь она была принята в ряды вятских казаков. Её очень впечатлили величественные храмы, которые она увидела во время крестного хода, особенно храм Воскресения в Суне и Николаевский собор в Нолинске, требующие восстановления.
У каждого художника свой путь. Для Олеси, уроженки Молдавии, 15 лет проживающей в Италии, совсем недавно открылось понимание её пути как художника-иконописца. Будучи медсестрой по первому образованию, ей пришлось выхаживать свою маму, когда та тяжело заболела. Олеся настолько была обеспокоена здоровьем мамы, что перестала спать по ночам. И чтобы как-то успокоиться, стала рисовать на мебельных дощечках лики святых. Это занятие очень её умиротворяло. И вот однажды, когда она написала лик Спасителя и отложила его, чтобы просохли краски, вдруг произошло чудо – глаза Спасителя высветились, как живые, образовав светлое пятно на картине. «Это знак для тебя» – пояснил ей это чудо католический священник, и благословил Олесю на написание икон.
В аббатстве, где проживает Олеся, есть школа иконописи – мастерская, в которой именитые мастера обучают древней византийской технике иконописи по Рублёву. Андрея Рублёва – русского иконописца, причисленного к лику святых, очень почитают в Италии, трепетно относятся к его искусству. Недавней выпускницей известной в Италии школы иконописи и стала Олеся Згурская. В селе Рябово она провела мастер-класс по укладке листового золота и личному письму иконописи для своих вятских коллег.
– Техника у нас одинаковая, – рассказывает Олеся, – то же самое наложение гипсовой смеси на липовую доску для будущей иконы. Так же мы накладываем рисунок, скопированный с канонических икон. Так же пользуемся только натуральными красками, пигментами (глиной, охрой, полудрагоценными камнями, растёртыми в порошок). И почти также смешиваем свежий желток куриного яйца с белым вином, чтобы получилась эмульсия для разведения сухих пигментов краски. Иногда с добавлением лавандового масла, чтобы икона благоухала.
И если в итальянской школе иконописи есть практически всё, что необходимо мастеру для работы: специальные составы, клеи, мастики, кисточки, пигменты различных оттенков, копировальная бумага, даже супертонкая металлическая шерсть и кисти с агатом для шлифовки рисунка, то у наших вятских живописцев таких материалов и в помине нет. И зачастую они вынуждены пользоваться подручными средствами, к примеру, сами натирают красный кирпич, чтобы получить нужный цвет пигмента.
Но, несмотря на это, работы вятских иконописцев ничуть не хуже итальянских, поскольку художников объединяет одно – великое терпение и желание писать, создавать иконы, вкладывая в них свою душу и сердце.
А иначе нельзя: процесс создания иконы – очень кропотливый. Особенно этап наложения золота, когда художник, затаив дыхание, отщипывает небольшие кусочки от золотой тонкой пластинки, и накладывает их на рисунок с помощью капли водки, которая, высыхая, идеально расправляет золото на доске.
Союз казаков и художников
– У каждого иконописца свои секреты, – рассказывает казачий полковник, руководитель Вятской православной военно-казачьей студии-мастерской иконописи Андрей Возжеников. – Но эти секреты и все свои знания он обязан передать другим. Об этом было провозглашено на Стоглавом соборе Русской Православной церкви в 1551 году.
Иконопись – интимное дело. Прежде, чем начать работу, надо попоститься, получить благословение, иметь молитвенный настрой. Бывает, при написании икон идут самые разные искушения. К примеру, только взял кисть в руку, как вдруг зазвонил телефон, или кто-то стучится в дверь, и ты не можешь писать, отвлекаешься. Поэтому, всё у нас на молитве.
Наша студия создалась в 2006 году, на базе студии иконописи в Кирове. Но позднее приобрела статус военно-казачьей, в связи с тем, что меня приняли в казаки. Так создался Союз казаков и художников. У нас цели и задачи сходные, поскольку, как сказал классик: «Казаки – рыцари православия», а художники-иконописцы – также православные люди, воцерковлённые.
Наша общая задача – восстановление православия, а это значит, способствовать восстановлению разрушенных храмов и народному духу православия. Чем мы, в принципе, и занимаемся. Несколько лет мы занимаемся социальным проектированием. В этом году стали победителем международного гранта с проектом «Православный воин» (конкурса «Православная инициатива», проводимого Благотворительным фондом Серафима Саровского), выиграли 275 тыс. рублей, на которые будет издана книга «Житие святых воинов». Кроме того, будет разработан Знак православного воина – значок, которым будут награждаться люди, участвующие в патриотическом воспитании молодёжи, и военнослужащие, допризывная молодёжь. Кроме того, мы выиграли грант областного уровня, учредили медаль «Богатырская слава» – это точная копия картины Васнецова «Три богатыря», а на обороте написано: «Благоустроители Вятки». В прошлом году мы учредили медаль «За любовь к Отечеству». Кстати, среди награжденных медалями – достойные люди Вятки: епископ Уржумский и Омутнинский Даниил, поэт Владимир Архипов, мастерица иконописи Оксана Ворожцова (уроженка г. Кирова), председатель СПК «Племзавод «Новый» Сергей Лобанов.
Горит душа, горят глаза во славу малой родины
– На территории Вятки – несколько казачьих организаций, – продолжает разговор атаман Сергей Шушаков, – я представляю одну из них – Городское казачье общество Спассо-Вятское (г.Киров). Мы пытаемся возродить народный православный дух. Мы – верующие люди, несём миссию возрождения не только казачества и православия, но и народных традиций. Казачество призвано возрождать духовность. Мы проходим крестным ходом от одного храма к другому, показывая пример другим людям, и народ нас поддерживает. Нас поддерживает и Русская Православная Церковь в лице Уржумской Епархии, с которой у нас заключено Соглашение о совместной деятельности.
Сподвижница Оксана
Оксану Ворожцову – мастерицу иконописной мастерской в отряде называют не иначе, как «сподвижница», «идейный вдохновитель всех съездов», а ещё и «министр по зарубежным связям». Это благодаря Оксане гостья из Италии Олеся Згурская приехала на Вятку.
Оксана Ворожцова по образованию инженер-механик (окончила Кировский политехнический институт), но работать по профессии ей не понравилось. И она пришла в Кировскую фабрику сувениров, где начала расписывать матрёшки, причём дорогие, подарочные образцы. С этого начался её творческий путь. Потом были первые персональные выставки, переезд в другой город, поиски работы и устройство в иконописной мастерской, где она освоила секреты иконописи. Спустя пару лет Оксана уже самостоятельно писала иконы, сама их реализовывала по православным лавкам и храмам, пока, волей случая, не познакомилась с Андреем Возжениковым, руководителем Кировской студии иконописи. И с тех пор она в составе студии активно участвует во всех конференциях и съездах.
Её работы украшают многие храмы, сейчас она трудится над созданием праздничного иконостаса (высотой 1,5 м) для храма в Кирово-Чепецке. Одну из своих работ – икону Архангела Михаила Оксана подарила храму Воскресения в Суне.
Людмила ЗАЙЦЕВА
На снимке: Оксана Ворожцова и Олеся Згурская (справа) во время мастер-класса по иконописи
Фото автора