«Ходили мы походами…»

19.02.2015
походы

После школы я в колхозе ра- ботал, а в 1953 году на службу призвали. Друзей хороших много было, весело провожали – тогда так и было принято. Я уже знал, что на флот попаду, а там пять лет служили, а это срок приличный.

В учебке были в Приморском крае почти год. Ребята во взводе хорошие подобрались, взвод был отличным, и было решено всех вместе нас отправить служить в Порт-Артур, тогда там ещё наша база была.

Ждали отправления во Владивостоке, на Второй Речке почти месяц, но вдруг пришёл приказ: распределить нас по кораблям во Владивостоке, что и было сделано. Я попал на тральщик, который швартовался у 37-го причала. Позднее выяснилось, что база наша из Порт-Артура выводится.

По специальности я был моторист. Парень, которого я должен был заменить, тоже был наш, вятский. Он уже шестой год служил, а без замены его не отпускали. Скоро он уехал домой, а у меня служба настоящая началась. Мне нравилось: порядок, дисциплина, друзья хорошие, питание отличное, корабль – дом родной. Отношения всех членов экипажа были очень добрыми, в том числе и с офицерами, хотя никакого панибратства не было. Тогда со службы отпускали домой на побывку на втором и четвёртом годах. Я уже стал в отпуск собираться. Но вдруг мне предложили стать членом другого экипажа, которому предстояло на Чёрном море получить новый корабль и перегнать его во Владивосток. Долго думать было некогда, сутки дали на все раздумья. Согласился, интересно же, хотя никто не знал, каким пойдём путём – Северным или Южным.

Поездом ехали до Одессы, кстати сказать, через Зуевку. Меня там встречали на перроне с пельменями, ещё кое-чем и с радостью, конечно. Родственников много к поезду приехало. А поезд долго, минут 15 стоял, и поговорить успели. В Одессе корабля нашего не было. Нас повезли в Измаил, там по Дунаю на катере вверх долго шли, и вдруг увидели, что поперёк реки стоит большой корабль. Это наш и был. Его сплавляли по течению из Будапешта, где он был построен, причём на борту была одна, далеко не молодая, пара гражданских людей, и всё! Мы приняли корабль и пришли на нём в Одессу, где и доводили его по всем требованиям «до ума». Корабль достроили, сдали все задачи, побывали при этом в разных портах, в том числе и в Севастополе.

В начале июня вышли из Одессы. Курс – Тихий океан! Впереди был долгий путь. Кстати сказать, почти до конца не знали, где пойдём, а тут сообщили: впереди ждёт Северный морской путь. Прошли Босфор и Дарданеллы, Средиземное море. Тщательно готовились к проходу через Гибралтар: нас всё пугали, что там сильные ветра и течения, но прошли нормально. Обогнули Англию. А потом был Мурманск. Тут уже была родная земля, радушный приём и отдых.

Потом – Диксон с тихой бухтой и множеством нерп, страстных любителей музыки, а дальше – большой караван, ледоколы, льды и, наконец, Камчатка! Конец перехода, который мы с честью выдержали. Стоял конец августа.

Потом служба продолжилась: походы, учения, шторма… Всё было. Бывали на Сахалине, на Курилах. Во Владивостоке совершенно случайно встретились с Семёном Гостевым, земляком. Они как раз из Порт-Артура пришли и стояли у причала почти рядом с нами.

Совсем неожиданно мне снова предложили участвовать в перегоне корабля из Одессы, и я согласился. Служить ещё долго было, а так время быстрей идёт. Снова надеялся на встречу с родными в Зуевке, но на этот раз нас повезли другой дорогой.

Корабль уже был на базе в Одессе. Всё было, как и в первый раз, и переход проходил без происшествий. Но уже недалеко от Чукотки стояли мощные льды, и ледокол пробить путь не смог. А караван большой шёл: 12 кораблей и 13 подводных лодок. Из Москвы пришёл приказ: войти в реку Колыму и там зимовать. Поднялись вверх, километров на сто, и около чукотского посёлка Нижние Кресты весь караван собрался вокруг самого большого корабля. С него были брошены трубы по всем другим кораблям и подводным лодкам, и все таким образом обеспечивались теплом. Так и стояли с августа до июня следующего года.

Интересно было наблюдать за жизнью местных. Там чукчи живут, уклад жизни у них своеобразный. Олени, собаки, да всё очень необычно для нас. Но природа там сурова, ошибок и слабостей не прощает, а они живут и, кстати сказать, очень любят свою землю.

Летом следующего года переход благополучно закончили. За это время срок службы на флоте сократили до четырёх лет, и мне до демобилизации уже немного оставалось. Осенью 1957 года вернулся домой.

Служба интересная была, многое узнал и повидал, друзей хороших сколько приобрёл! Пришлось бы сейчас снова службу начинать – не задумываясь снова бы эту же выбрал.

Сергей Чирков, с.Суна

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"