Объявления
Интервью
Из династии зуевчан Дерендяевых (продолжение)
Топонимическое притяжение
В августе 1967 года в новую школу приехали молодые преподаватели. Так я познакомился со своей будущей женой Марией.
Молодая учительница оказалась из города Орехово-Зуево, что в Московской области, где только-только окончила педагогический институт. В школу посёлка Островной на военно-морскую базу подводников её распределили преподавать химию, но пришлось учить детей ещё и биологии и даже физкультуре. И как же было не притянуться друг к другу двум молодым людям, имея в топонимической родословной почти одинаковое слово: он – из Зуевки, а она – из Зуево! (Топонимы – географические названия. Топонимика изучает их происхождение, смысловое значение, написание и произношение. Прим. автора).
Причём, ухажорились недолго: друзья-приятели Николая Дерендяева очень быстро пришли к молоденькой химичке сватать её за своего холостого товарища. И уже через четыре месяца образовалась новая офицерская семья.
Уничтожьте эту «Сатану»!
Служба на подводных лодках с атомными реакторами – это всегда высокое нравственное напряжение и большая ответственность. Во время службы у Николая Николаевича было всякое, и он этого не скрывает. Но какой бы тяжёлой не была служба – была нравственная опора, он изнутри знал силу и мощь нашего подводного флота.
Всё изменилось в период перестройки (80-90-е годы прошлого века), когда Горбачёв, а затем Ельцин, как выразился Николай Николаевич, стал целоваться с Западом и Соединёнными Штатами Америки. Руководство этих держав потребовало от СССР разоружаться, и в результате этого высшим советским командованием стали издаваться Указы об уничтожении отдельных видов подводных лодок.
Вот этого он и многие другие офицеры, закалённые в морских походах и крепчавшие духом на славной российской истории, не выдерживали морально. В возрасте 45 лет в звании капитана 2-го ранга, имея 29-летний стаж на флоте, он, перспективный офицер, написал рапорт об увольнении «По достижению предельного возраста состояния на действительной военной службе». Интонация голоса Николая Николаевича становится особенно тревожной, когда он начал рассказывать о том, что 200 единиц подводных лодок во времена Горбачёва-Ельцина просто взяли и разрезали на металлолом.
Причём, уничтожались самые работоспособные, подлежащие модернизации единицы! – ПЛАБР 667 проекта А, Б и БД серии – наши стратегические подводные лодки с баллистическими ракетами, ПЛАКР 705 проекта «Лира», опередившие своё время на десятки лет. – По требованию наших «друзей» уничтожались подводные лодки-носители баллистических ракет аналогичных знаменитой СС-20 – «Сатане»! И ведь уничтожали! Оставили только серии 667 БДР и БДРМ – они на тот момент были самыми современными, но их было немного – буквально единицы. Только представьте себе: уничтожены были лодки, которые опередили своё время на 50 лет!
В то время Н.Н. Дерендяев уже находился в городе Северодвинске. Военные стали оставаться без работы, а затем и без зарплаты, которую не платили месяцами. Чтобы прокормить свои семьи, они массово увольнялись из армии, уходя в сферу народного хозяйства. Главы семейств, офицеры со стажем и со званиями занимались кто извозом, кто ремонтом телевизоров, или какой-то другой бытовой техники, кто-то нанимался строить дома. После увольнения в запас в 1989 году, Николай Николаевич, имея большой опыт работы с личным составом, воспитания и обучения своих подчинённых, устроился на работу в Северодвинскую гимназию с изучением ряда предметов на английском языке. Был военруком, затем преподавателем ОБЖ и физической подготовки, причём программу для обучения разработал сам. В 1992 году, пользуясь доверием педагогов г.Северодвинска, был избран председателем стачечного комитета работников народного образования на общественных началах. И всё же жизнь на севере была нелёгкой.
Когда предоставилась возможность приобрести жильё в средней полосе России, семья Дерендяевых приняла решение переехать в Тверь. Это был разгар крутых 90-х. От автослесаря до заместителя генерального директора – В Твери я устроился в автомастерскую, став автослесарем и одновременно её начальником, так как у меня была ещё и юридическая подготовка, – продолжает свой откровенный рассказ Николай Николаевич. – Наш кооператив назывался «Академик», так как наш коллектив состоял из двух аспирантов и меня – несостоявшегося кандидата технических наук. Мы ремонтировали иномарки «новых русских», в том числе и «авторитетов», один из которых взял нас под своё покровительство в благодарность за хорошо отремонтированную его крутую машину. Впрочем, автослесарями мы были недолго, примерно с год.
Постепенно серьёзные предприятия стали приходить в норму и им потребовались грамотные инженерные работники. Мои «академики» нашли более серьёзную работу, а я был востребован как инженер-теплотехник, став наладчиком котельных и электрогенерирующих установок на одном из тверских предприятий, а затем в отделе котельных установок НИИ Санитарной техники в Москве. С тех пор моя карьера идёт по этой стезе. В настоящее время являюсь заместителем генерального директора – техническим директором ООО НПО «МонтажСпецСтрой» в Твери. Предприятие специализируется на проектировании, строительстве, наладке и сервисном обслуживании котельных, мини-ТЭЦ, объектов котлонадзора и газового хозяйства. ООО НПО «МСС» весьма успешно, а его продукция востребована во многих регионах России. О том, что Николай Николаевич специалист незаменимый, я смогла убедиться во время нашего разговора – даже во время отпуска ему поступали звонки, связанные с его работой. Возвращение к истокам Наш разговор завершился тем же, с чего и начался: мы вернулись к родной Зуевке, о которой мой собеседник никогда не забывает. Несмотря на большую занятость, старается хотя бы раз в три года приезжать на родину предков, и не один, а вместе с супругой, детьми и внуками.
Как я уже упоминала, общаются с проживающими здесь немногочисленными родственниками, обязательно посещают могилы предков и улицу Калинина, где были дома братьев Дерендяевых – отца Николая Николаевича и его дядюшек. Не всё увиденное радует семью Дерендяевых, скорее, наоборот, огорчает, особенно вид заброшенных улиц детства главы семейства. Из того, что порадовало: новый железнодорожный вокзал и подземный автопроезд с пешеходным переходом – элементы цивилизации в тихом провинциальном городке. А впрочем, родина есть родина, и её, как и родителей, любят такой, какая она есть…
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Когда материал готовился к печати, Николай Николаевич прислал ещё замечательное обращение к землякам-зуевчанам. «Что пожелать вам, мои дорогие земляки? В кодексе чести офицера российского флота есть две, считаю, универсальные заповеди, которым стараюсь следовать по сей день. – Не важно где, не важно кем, а важно – как! – Делай, что должно! И будь, что будет! Желаю всем зуевчанам, какое бы место в обществе они не занимали, делать всё возможное, чтобы край наш процветал и развивался: никто со стороны не придёт и не сделает нашу жизнь лучше и чище. Здоровья вам, мир вашему дому и удачи во всех начинаниях!»
С уважением ваш земляк Дерендяев Н.Н.
Татьяна МИКРЮКОВА