Главная Кроме того В этом году мне посчастливилось познакомиться с Николаем Николаевичем Дерендяевым – нашим земляком, который уехал из Зуевки сразу же после окончания средней школы №37 в 1960 году.

Из династии зуевчан Дерендяевых

16.01.2019
Из династии зуевчан Дерендяевых

Все родственники – железнодорожники

В свои 75 лет Н.Н. Дерендяев обладает феноменальной памятью. Он очень трепетно относится к своей родословной и называет по полным именам своих многочисленных родственников, большинство из которых Николай Николаевич приезжает почтить (увы) уже только на зуевском кладбище.

Нашу беседу он начал с вопроса: кто работал на строительстве Транссибирской железной дороги ещё до образования станции Зуевка? – Судя по дошедшим до нас рассказам, её строили крестьяне из близлежащих деревень, – последовал мой ответ. – Правильно, – удовлетворённо констатировал Николай Николаевич. – Вот и мой прадед Кузьма Иванович Дерендяев из деревни Зуи оставил свой след на «железке». У него было четыре сына: один сводный – Демьян и трое родных – Лаврентий, Василий и Фёдор. Все они работали на железной дороге – строили локомотивное депо. Свои же дома построили на улице Калинина, в молодом, только что образованном посёлке Зуевка. Номера их домов были 15, 17 и 19.

Лаврентий впоследствии стал участником знаменитого Цусимского сражения в 1905 году (во время войны России с Японией). Василий был кузнецом, Фёдор – слесарем.

Сын Лаврентия (Леонид) погиб во время Великой Отечественной в Сталинграде. У Василия, моего деда, было 4 сына. Пантелеймон работал на железной дороге, сопровождал товарные составы. Николай – мой отец, и его брат Василий были паровозными машинистами. Пётр окончил Пермское авиационно-техническое училище и в 1940 году попал в морскую авиацию. В 1942 году, при отходе наших войск из осаждённого Севастополя, попал в плен к немцам. Прошёл все круги ада… Несколько раз предпринимал попытки к бегству, и однажды это ему удалось. Вышел к своим. Его восстановили в звании, и война для него закончилась на Дальнем Востоке. Когда я был ребёнком, мне часто рассказывали про моего двоюродного деда Лаврентия Кузьмича – участника Цусимского морского сражения. В память о нём мне даже достались часы, с которыми он служил на эскадренном броненосце «Орёл».

После поражения русской эскадры Лаврентий попал в плен к японцам. Освободившись, вернулся в родную Зуевку, где продолжил трудиться на железной дороге, был и электриком, и слесарем. Умер Лаврентий в 1936 году, за семь лет до моего рождения. Я появился на свет в 1943 году. Все мои родственники так или иначе были связаны с железной магистралью. И было бы логично предположить, что и я свяжу свою судьбу с «железкой». Но я стал морским офицером. Видимо, рассказы о Цусиме всё-таки сыграли свою роль. Не по стопам отца и деда – Заканчивая 10-й класс, я мечтал о командирском мостике, задумывался о карьере морского офицера, – продолжает свой рассказ Николай Николаевич. – И тут собрался семейный совет, где мне было сказано: не дури! Иди-ка лучше инженером стань. Родители не случайно мне такое советовали, так как школу я заканчивал с одной четвёркой, все остальные оценки, как вы понимаете, были пятёрки.Особенные успехи я делал по точным предметам, лучше всего мне давались математика и физика. Но я проявил настойчивость и выбрал Высшее Военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Дзержинского в Ленинграде.

Поступил я легко, хотя конкурс был большой. Спасибо учителям родной 37-й школы и особенно учителю математики, фронтовику Василию Ивановичу Широкову, который, видя мой потенциал, проводил со мной индивидуальные занятия. (Такой репетитор советского времени, только, в отличие от современных репетиторов, не берущий денег. Прим. автора). Василий Иванович мечтал о том, чтобы я поступил в МГУ на математический факультет. Когда же я этого не сделал, очень на меня обижался.

Благодаря ему я знал математику на уровне 1-го курса института. И когда при поступлении в морское училище один из профессоров увидел уровень моих знаний, он подумал, что я уже где-то учился. Когда же узнал, что я – после школы, был весьма удивлён и выслал в адрес администрации школы №37 Благодарственное письмо за качество подготовки ученика. Возможно, после этого мой дорогой учитель Василий Иванович меня простил. При поступлении я набрал максимальные 25 баллов и получил право самостоятельного выбора факультета. Я выбрал факультет «Ядерные энергетические установки». Но к учёбе мы приступили не сразу. В то время была очень жёсткая система. После сдачи вступительных экзаменов всем прошедшим отбор присваивали звание кандидата в курсанты и на год отправляли служить на подводной лодке в качестве специалистов электромеханической боевой части, так сказать, понюхать, чем твоя специальность пахнет там, в открытом море, на «железе»…

Целый год я прослужил на послевоенной дизель-электрической подводной лодке 613-го проекта. Затем следовало настоящее зачисление в училище. По конкурсу нас прошло 120 человек и после года, проведённого в море, все, кроме одного тяжело заболевшего, не отступились от своего решения приступить к учёбе. Вот так, пять лет я учился под Адмиралтейским шпилем.

Кстати, хотя по английскому у меня была четвёрка, при поступлении в училище я мог сдавать экзамен по иностранному языку на двух языках: немецком и английском. Немецкий я учил до 9 класса, в 10-м классе пришлось с нуля изучать английский.

На Краснознамённом Северном флоте

Успешно окончив училище (с двумя четвёрками в дипломе), получил назначение на Краснознамённый Северный флот. Поступил в экипаж уникальной на тот момент подводной лодки. Быстро, за три месяца, сдал экзамен на допуск к самостоятельному управлению (некоторые сдавали за год) и приступил к исполнению должностных обязанностей.

А жил я в посёлке Островной вместе с такими же молодыми офицерами в общежитии. Островной был пригородом посёлка Гремиха, где находился штаб нашего соединения. А в Островном (на стыке Баренцева и Белого морей) была непосредственно база наших подводных лодок.

Служба складывалась по-разному: всё-таки дело мы имели с серьёзными морскими агрегатами, да и пресловутый человеческий фактор никто не отменял, а из-за него порой бывали такие неприятности… Но не будем в это углубляться.

Дорогой Леонид Ильич,

а не испить ли нам чайку? Поведаю вам интересную историю о приезде в наши места в мае 1967 года Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева и Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина, которые решили посетить базы Краснознамённого Северного флота.

Путь их пролегал из Мурманска в Архангельск. Когда высокопоставленные гости были в Мурманске, там температура была +20 градусов, а когда прибыли в Гремиху, пошёл снег и поднялся пронизывающий ветер. Брежнев и Косыгин не были одеты тепло и нашим старшим офицерам пришлось срочно искать для них полушубки и офицерские шапки-ушанки. Помню, они очень удивлялись: – У вас здесь так всегда? – Нет, – последовал ответ. – Бывает и хуже.

Ветра поднимаются такие, что даже собаки не могут устоять на лапах, иногда от особенно сильного порыва ветра они могут даже улететь на неопределённое расстояние. Жёны офицеров предложили Леониду Ильичу и Алексею Николаевичу попить чайку. Но перед этим нужно было зайти купить что-нибудь к чаю, и все вместе направились в местный магазин-военторг. Зашли, а там, кроме шпрот, ничего не было. Как оказалось, начальнику по тылу заранее не было известно о визите гостей из Кремля, но даже если бы и было известно, он ничего не смог бы сделать, так как корабль с продовольствием заходил к нам один раз в два месяца (по погоде).

Слушаю Николая Николаевича и ушам своим не верю. Спрашиваю: – Офицерские жёны так, по-простому, общались с вождём и его высокопоставленным коллегой? Подхватили под руки и повели в военторг? – Представьте себе, отношения были довольно простыми и душевными. Но рядом, конечно же, находились сотрудники ФСО (Федеральной службы охраны).

Осмотрев наш посёлок, гости из Кремля поставили задачу: к началу учебного года в Островном должна быть построена средняя школа. Им доложили, что дети из Островного, начиная с 5-го класса, пешком ходят в Гремиху. А классы начальной школы находились в подвале одного из домов. И что вы думаете – к 1 сентября 1967 года школа в Островном была построена! А 7 ноября здесь, по их же распоряжению, должна была появиться станция спутникового телевидения «Орбита», чтобы мы могли смотреть наше советское телевидение. И именно 7 ноября «Орбита» была открыта! (Между тем как в Архангельске «Орбиту» строили более 5 лет).

А у нас за одно лето построили. А в ноябре 1968 года вместо нашего «кино-сарая» в посёлке торжественно открыли ДОФ (Дом офицеров флота) с большим киноконцертным залом.

Татьяна МИКРЮКОВА (Окончание в следующем номере)

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"