Объявления
Интервью
Магистраль
В наше время нельзя «спать»!
Секрет успеха работы коллектива колесо-ремонтных мастерских в Зуевке – в постоянном развитии
Когда я впервые попал в колесо-ремонтные мастерские на станции Зуевка, то был поражен чистотой на этом предприятии. Ибо еще сидели в голове воспоминания о заводах с той же металлообработкой, где грязь была непременным элементом рабочего быта.
– В плане приборки мы ни к одной комиссии не готовимся, – сказал мне начальник мастерских Андрей Масленников. – Я не сторонник показухи. Надо ко всему идти в обычном режиме.
Паровозное депо в Зуевке создали более ста лет назад. На его базе как раз и выросли нынешние колесо-ремонтные мастерские. Современный вид они приняли после реконструкции предприятия в 2004–2008 годах. В 2009 году мастерские стали подразделением ремонтного локомотивного депо Лянгасово-Западный. Но все равно мастерские воспринимаются самостоятельным подразделением. Может быть, из-за удаленности от головного предприятия. К тому же именно колесо-ремонтные мастерские Зуевка с 2010 года являются эталонным объектом и два раза в год подтверждают это звание.
Межремонтный цикл колесной пары локомотива в среднем составляет два года. После того как в ремонтном локомотивном депо определили, что колесная пара уже «устала», ее выкатывают и на платформах отправляют в Зуевку. Здесь проводят полное освидетельствование и ремонт колесной пары со сменой элементов. После этого колесная пара отправляется обратно под локомотив. Зуевские мастерские – это достаточно редкий пример бурного развития и реконструкции предприятия, произошедших за последние 10 лет. И немалая заслуга в этом нынешнего руководителя – Андрея Масленникова. Правда, сам он скромен. Говорит, что все достижения – это заслуги коллектива, его наставников.
– Особую роль в решении вопросов по реконструкции я бы отвел сегодняшнему руководителю ГЖД по Кировскому региону Александру Николаевичу Небольсину, – говорит Масленников. – И не подумайте, не в плане лести большому начальнику. Тогда он работал главным инженером Кировского отделения и даже по своим должностным обязанностям, не говоря уже о личном желании, внес огромный вклад в реконструкцию.
А началось всё в 2003 году. Приехал в Зуевку начальник Горьковской железной дороги Шайдуллин Шевкет Нургалиевич и приказал навести порядок. С 2004 года пошли инвестиции и началась реконструкция. Старое депо, где еще паровозы ремонтировали, превратилось в современное сооружение с необходимым оборудованием, которое было расставлено в технологической «цепочке» так, чтобы сминимизировать противопотоки, сократить потери.
Компетентное мнение.
Главный инженер локомотивного ремонтного депо Лянгасово-Западный Олег Семаков:
– Масленников – приверженец внедрения новшеств. Спокойной жизни не ищет. В мастерские пришел в 2004 году, в самый трудный момент начала реконструкции. На нем, как на главном инженере, была главная ответственность. Сейчас даже внешне мастерские – вполне современное предприятие, не говоря уже о «начинке». Да взять тот же теплый переход из административного здания в цеха. Это личная инициатива Масленникова. Мелочь, но сколько пользы она принесла в плане оперативности работы и управления. Да и в плане здоровья. Одно дело бегать по улице в любую погоду, а другое пройтись по переходу.
После реконструкции количество ремонтируемых колесных пар (проектная мощность) увеличилось с 1500 до 4500 в год. Зуевские мастерские – единственные на ГЖД, где происходит ремонт колесных пар практически всех видов локомотивов. В 2013 году зуевчане отремонтировали 2768 колесных пар. План на 2014 год – «вернуть к жизни» 3877 колесных пар.
Всего по Сети действует 9 подобных предприятий. Зуевское по объемам – на первом месте!
– Процентов на 30 опережаем ближайшего «конкурента», – говорит Андрей Александрович. – И планируем увеличение объемов. В 2014 году планируем получить сертификат соответствия на формирование колесной пары ВЛ из новых элементов. Сейчас занимаемся получением техдокументации на ремонт колесных пар новых локомотивов. Есть куда расти.
Однако мешают этому кадровые вопросы. 70-80 процентов работы – это механическая обработка элементов колесных пар – в основном токарные работы. Найти классного токаря в глубинке очень трудно. Принять человека, который ничего не понимает в токарном деле, и сделать из него специалиста – не один и не два года должно пройти. Да и таких желающих не много. Но даже когда находятся желающие, то и тут проблемы.
– Приходят к нам после армии; с родителями идут. Просят – примите, до конца жизни тут будем работать, – рассказывает Андрей Масленников. – Проходит год-два: мы его научили, а он машет ручкой и – в Киров. Заключаем, конечно, договора – дефектоскопистов учим, крановщиков, чтобы человек после обучения определенное количество лет отработал или возместил затраты на учебу, если решит уволиться. Но у нас же не крепостное право. Остается работать – хорошо. Уходит – это жизнь. Сейчас на предприятии трудится 165 человек. Так что несмотря на некоторые трудности, предприятие работает стабильно.
В чем же секрет успешной работы? – спрашиваю у Масленникова. Он не может дать какого-то конкретного рецепта. Считает, многое складывается из мелочей. Так, в этом подразделении, одном из немногих, активно занимаются бережливым производством с реальным экономическим эффектом. Особенно стал известен их метод «светофора», когда стеллажи, емкости разделены по позициям: красный цвет – дефектные детали, если в ремонт – желтые, для годных – зелёный цвет.
Или та же чистота и порядок на производстве – не просто так, «ради глянца». Однажды решили прибраться в цехе – вывезли несколько машин ненужного хлама, который валялся по углам за станками. И все удивились, а почему раньше так не могли сделать. Ведь улучшились условия труда. Провели между цехами (сменами) конкурс на лучший инструментальный ящик. За победу даже изыскали средства на небольшую денежную премию.
Но всё же, в конце нашей встречи Масленников поделился главным принципиальным секретом успешного труда:
– Важно, чтобы производство постоянно развивалось. В наше время нельзя «спать». «Задремал» – и тут же пришли другие, и все твои объемы забрали себе. Нельзя стоять на месте. И важно, чтобы была, как бы банально это ни звучало, команда единомышленников.
Золотые слова – ни убавить, ни прибавить.
Андрей ПОЛОЗОВ