Главная Кроме того ОТЛИЧИЛСЯ В БОЯХ ЗА ДНЕПР

ОТЛИЧИЛСЯ В БОЯХ ЗА ДНЕПР

19.02.2020
ОТЛИЧИЛСЯ В БОЯХ ЗА ДНЕПР

Константин Ефимович и Марина Артемьевна Опалевы решили переехать из деревни Опали в Зуевку, когда у них уже было трое маленьких детей: Тоня, Алеша и Люба. С собой привезли корову, купили маленький домик. Глава семьи устроился работать на железную дорогу, на паровоз, ко¬торый ему давно нравился, Ма¬рина Артемьевна — рабочей в депо. Позднее в их семье родилось еще двое детей: Валентин и Юра.

Жили дружно. Когда старшие подросли, стало легче. Во всем были помощниками: и сено гребли на покосе, и помогали дрова заготавливать, да и по хозяйству управлялись без напоминаний. Не то чтобы каждый знал свое дело, просто каждый знал, что надо в данный момент делать и, придя из школы или с улицы, помогал по дому. Отца нельзя было назвать очень строгим, но его все слушались с одного слова. Если один раз старшим сказал, чтобы позднее девяти вечера домой не возвращались, то это распространялось потом и на младших, когда подросли.

—Алеша рос таким же, как его сверстники,— вспоминает сестра Любовь Константиновна Погудина, — любил все подвижные игры, особенно футбол, и ходить по лесу на лыжах.

Больше всего нравилось ему прокладывать новые лыжные тропы и смотреть на природу. Любовь Константиновна до сих пор помнит, как он лучше всех в классе написал сочинение на вольную тему, которое назвал «В лесу». Читала его как художественное произведение — очень ярко, эмоционально было написано.

По словам сестры, Алексей отличался усидчивостью и серьезным отношением к школьным занятиям.

— Не хочу его идеализировать, но не было ни одного случая, чтобы Алеша пришел в школу с невыученными уроками, — гово¬рит Любовь Константиновна, — помню, за экзамены в восьмом классе у него одна четверка вышла, потому что учебника по предмету не было. И, зная, как по этому поводу будет расстраиваться Алеша, вечером к нам домой пришел его классный руководитель Николай Иванович Россохин, принес нужный учебник и посоветовал пересдать. Алеша так и сделал.

Выходит, за восьмой класс Алексей Опалев все экзамены сдал на «отлично», и это были его последние школьные экзамены. Дальше ему пришлось сдавать экзамены совершенно другие, которые он тоже выдержал на «отлично» и даже с «плюсом».

В последний раз Алексей Опалев пришел в родную школу № 38 28 декабря 1942 года. Ему было 17 лет. Затем он ушёл на фронт.

Провожали всей семьей. Прощальный ужин (поезд был вечером) и дорога на вокзал Любови Константиновне особо не запомнились, только атмосферу помнит: было тоскливо очень. А еще напутственные слова отца — произнес он их за столом... Мать беспрестанно вытирала слезы. Алексей же был очень сдержан, серьезен как никогда. На вокзале провожали еще нескольких ребят. Гар¬мони, как часто показывают в фильмах, не было. Только плач жен¬щин... Алексей обнялся с каждым. Перед тем как в вагон запрыг¬нуть, обернулся и бросил на прощание: — Не скучайте без меня. Одолеем фрицев и я вернусь!

Служба Алексея началась с учебы. Имея неплохие знания, да и хорошую физическую подготовку, Алексей ее успешно преодолел, и его назначили командиром отделения третьего стрелкового батальона 29-го полка 12-й гвардейской Пинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Осенью 1943 года произошли поистине исторические и, можно сказать, решающие сражения за Днепр. Немцы хотели «прикрыться» этой водной преградой и затянуть войну до прихода своих новых свежих боевых подразделений. Но именно героизм, массовый героизм советских солдат и офицеров не позволил им это сделать. Газета «Правда» в те дни писала: «Сра¬жение за Днепр приняло поистине эпические размеры. Никогда еще не вьделялись из множества храбрых советских воинов столько сверххрабрых.»

Без преувеличения можно сказать, что одним из таких сверххрабрых бойцов был и наш земляк Алексей Константинович Опалев. Он одним из первых на своем участке начал форсирование реки. Когда до правого берега оставались считанные метры, враг заметил смельчаков. Разрывы мин и снарядов вздыбили воду вокруг лодок, воздух разрезали свинцовые трассы пуль. Немало наших бойцов полегло во время этого боя. Лодка перевернулась, Опалев с друзьями вплавь устремились к вражескому берегу. Преодолев пер¬вые метры чужой территории, гвардейцы вступили в рукопашный бой. Опалев сразил двух гитлеровцев меткой очередью из автомата, третьего перебросил через себя и добил прикладом.

Чем дальше продвигались вглубь обороны врага, тем яростнее сопротивлялись фашисты. Но с каждой минутой все больше подходили подкрепления наших бойцов, которые приплывали на лодках.

Впереди — вражеская траншея.

— Гранатами огонь! — скомандовал Опалев и после взрывов первым бросился на врага. После яростной схватки траншея была очищена от гитлеровцев. Удалось захватить пулемет, пять автома¬тов и много гранат, а самое главное — удалось занять позицию для отражения атак противника.

Но эти бои были последними для Алексея. Его подвигом восхищаемся не только мы — люди сегодняшнего поколения. Опалев вдохновлял своим героизмом сослуживцев, им восхищались командиры. Чтобы не быть голословным, приведу цитату из наградного листа бойца Алексея Константиновича Опалева, который написал по горячим следам командир его войсковой части Евстигнеев. Этот документ для нас важен и тем, что из него мы узнаем о самых последних днях жизни нашего отважного земляка.

«...В одной из рукопашных схваток 30.09.43 г. тов. Опалев бесстрашно бросился на семерых гитлеровцев, засевших в траншее. Уничтожив очередью из автомата двоих солдат, тов. Опалев сам оказался в кольце врага. Но он не растерялся. Размахивая автоматом, он разбил двум гитлеровцам головы, но в эту минуту немец выбил из его рук автомат и ударил прикладом по плечу. Левая рука отказалась действовать. Тов. Опалев выхватил из чехла малую лопату и сильным ударом перебил гитлеровцу шею. Два оставшихся в живых немца выскочили из траншеи и обратились в бегство. Но на этом борьба тов. Опалева не окончилась. Немецкий офицер, подоспевший в этот момент, набросился на Опалева сзади, пытаясь его повалить и взять в плен. Тов. Опалев сильным толчком перебросил через себя офицера и задушил его.

...1 октября 1943 года два взвода гитлеровцев набросились на горстку храбрецов в контратаку. Завязалась рукопашная схватка. Тов. Опалев ударом приклада автомата убил немецкого офицера, поднял бойцов в атаку и обратил врага в бегство. Тринадцать раз противник пытался сломить упорство гвардейцев, но, не добившись успеха, потерял более половины солдат.

При отражении одной из контратак был убит командир взвода. Тов. Опалев принимает на себя командование и успешно руководит боем.

Прочно закрепившись на правом берегу Днепра, горстка храбрецов под командованием командира роты тов. Кудрявицкого пошла сама в атаку. Командир вскоре геройски погиб. Узнав о его гибели, группа бойцов во главе с Опалевым стремительно рванулась вперед, беспощадно уничтожая врага за смерть командира. Но враг подтянул свежие силы и бросил их в бой. Тов. Опалева ранило в руку, но, превозмогая боль, он мужественно продолжает сражаться, воодушевляя этим бойцов, но вражеская пуля обрывает жизнь героя.

Потеряв своего друга, бойцы еще сильнее громят врага. Поле покрылось десятками трупов. Расширив на полтора километра плацдарм, рота прочно закрепилась на правом берегу Днепра».

А жизнь в семье Опалевых, после ухода на фронт Алексея, шла своим чередом. Его обязанности по дому стали выполнять подрастающие братья. Это было кстати, так как получив производственную травму в 45 лет, отец уже не только не работал на производстве, ему очень нелегко давался любой, даже самый незначительный, физический труд. Старшая сестра работала в интернате. Люба больше занималась хозяйством.

Как-то Люба одна осталась дома. Приготовив немудреный обед, она взялась за мытье пола. Не слышала, как вошла почтальонка. От ее голоса вздрогнула. А от услышанного выпала тряпка из рук. — Крепись, девка. Похоронка на брата... Люба присела на табуретку и разрыдалась. Все не верилось, что Лешки уже нет в живых.

В похоронке указывалось место захоронения. После войны решили обязательно съездить и возложить цветы. Заодно надеялись, может быть, удастся как-то узнать подробности. ..

.Война закончилась. Как-то в 1948 году вызвали Константина Ефимовича в военкомат. Там ему вручили грамоту Президиума Верховного Совета СССР и личное письмо председателя Президиума Н. Шверника, в котором говорилось, что подвиг сына-героя никогда не забудется советским народом... Только тут, спустя четыре года, семья Опалевых узнала, что Алексею за проявленное мужество при форсировании Днепра Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года присвоена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза. В 1968 году Любови Константиновне с отцом удалось-таки посетить село Стольное Черниговской области, где похоронен Алексей. Очень остались довольны, что Их сына там помнят и могилу содержат в чистоте. А о подробностях службы и гибели узнали из книг, в которых были напечатаны воспоминания сослуживцев А. К. Опалева.

 

Из книги А. Огаркова "Путь длиною в сто лет"

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"