Главная Кроме того Память о прошлом помогает понять настоящее

Память о прошлом помогает понять настоящее

16.01.2014
Память о прошлом   помогает понять настоящее

Поставьте памятник деревне

На Красной площади в Москве.

Она давала всем здоровье,

Не пусто было на столе...

Нет на карте Зуевского района и деревни Ярославцы, в которой жила наша собеседница – Капитолина Васильевна Мусихина. Родилась она в деревне Кузнецы Косинского сельского совета в семье Кузнецовых Василия Ивановича и Марии Ивановны.

«Когда моя мама, Мария Ивановна, – говорит Капитолина Васильевна, – вышла замуж и стала жить с мужем в деревне Кузнецы, там её на работу не назначали, так как было много рабочих, а зимой работы мало. Поэтому она ходила помогать свёкру ухаживать за лошадьми. Потом её послали в лес на заготовку дров, и она оттуда привезла одну буханку хлеба и немного гороха, а вот всё то, что на ней было надето, свекровь велела бросить в подполье, чтобы вывести вшей из одежды.

Мой папа сначала был на гражданской войне, а когда началась Великая Отечественная, ушёл на фронт. Семья не получила ни одной весточки от родного человека, но пришло извещение, что отец пропал без вести. Жить пришлось в голоде и холоде, мама плакала дни и ночи, уходила на работу, оставляя нас одних с сестрой, и бабушка, со стороны мамы, забрала нас к себе в деревню Ярославцы. Мне было тогда три года.

Это сейчас я понимаю, что люди в Ярославцах жили лучше, чем в Кузнецах. Наверняка, многое зависело от председателей. В Балунцах и Ярославцах работал Василиск Логеевич Татьянкин. Хороший был председатель. Помню, как по нашей деревне ходили нищие и всегда получали по горбушке хлеба. В школу в первый класс пошла учиться в деревню Балунцы, первой учительницей была Валентина Прокопьевна Жуйкова – участница ВОВ, которая впоследствии жила в селе Мухино. После окончания школы, в 1954 году, работала в «заготзерно» в Зуевке, где директором был Василий Похомович Мошонкин. Хороший был человек, но не могла я там жить и работать. Чужбина есть чужбина. Поэтому вернулась в свою деревню. Стала работать дояркой.

Работа по тем временам трудная, но молодость брала своё. Было всё: и песни на лужайке, и пляски в кругу, и вечёрки, но почему-то нравилось ходить в другие деревни. Вот так и понравились друг другу мы с Виталием. Справили свадьбу в 1958 году зимой. Свадебный поезд состоял из лошадей в красивой сбруе и колокольчиками под дугой.

Так я оказалась в деревне Шаньгинцы. После свадьбы пошла на работу. Молодушки в деревне были, и нас посылали возить на лошадях навоз из деревни Маятники на поля. Ферм там уже не было, а навоз оставался. Затем работала дояркой и заведующей фермой, а когда деревня начала распадаться, переехали в Мухино, где до пенсии работала свинаркой на свинокомплексе.

Да что рассказывать про себя, мы просто работали и работали, растили детей и ждали, что когда-то будет всё хорошо. Лучше расскажу о деревне Шаньгинцы, да о людях, которые там жили. Деревня была небольшая, но большая часть моей жизни прошла в этой деревне и воспоминания о ней только хорошие. Люди были добрые, в большинстве некрещёные, но тайно приходила монашка из деревни Потаповцы и могла «правильно» или «неправильно» – один Бог знает – окрестить ребёнка. В каждом доме были иконы, люди постарше молились, приучали и детей, но не привилась у нас любовь к Богу, так как говорили о нём только бабушки. Дома в деревне были небольшими, а вот ограды строили просторные, чтобы ставить на ночлег лошадей проезжающих в Зуевку обозов, которые возили зерно. Заезжали в деревню и цыгане, их оставляли на ночлег, так как они щедро рассчитывались с хозяином.

Выращивали овощи: огурцы, помидоры, которые росли на Шаньгинских угорах. Воду для полива носили из ключа, который был под горой. Капусту выращивали около речки. За овощами ухаживали дети под наблюдением взрослых. Сеяли лён, пололи, теребили вручную – эта культура тоже не могла обойтись без детского труда. Сеяли зерновые. Убирали зерновые комбайнами, а зерно от них возили в деревянных коробах на лошадях. На гуменниках зерно сортировали на ручной веялке. Засыпали зерно в веялку ведром. Просортированное зерно возили на сушилку. Особенно запомнилась подовая сушилка. Надо было напилить дров, расколоть, затопить печи и перелопачивать зерно, а оно такое тёплое, а на улице уже прохладно, и так приятно было полежать на зерне и погреться. Высушенное зерно сгребали в мешки и отвозили на склад. Была ещё и другая сушилка – воздушная, называлась она «гоголь».

Работали животноводческие фермы. Были и коровник, и телятник, и свинарник, и ошара, где содержались овцы. А воду, чтобы всех напоить, доставали из колодца, который был 17 саженей глубиной. Воду тянули вдвоём: ходили вокруг колодца, верёвка наматывалась на вал, который был укреплён вертикально колодцу. На верёвку прикреплялась железная бадья. Иногда запрягали лошадь, и она ходила вокруг колодца.

Рассказывать, как тяжело было работать, не стану. Кто работал – знает, а кто не работал – не поймёт. Лучше вспомнить, как в 1954 году включили проводное радио, а в 1959 году на реке Коса у деревни Шаньгинцы построили ГЭС, которая обеспечивала электричеством не только эту деревню, но и Городилёнки. Электроосвещение включали и выключали в опредёленное время. Мой муж Виталий Иванович там работал электриком вместе с Николаем Григорьевичем Сатюковым.

В 1960-м году в разнарядке был поставлен первый телевизор, купленный колхозом им. Дзержинского в лице председателя А.Х. Кормщикова. Смотреть телевизор приходили все жители деревни, от мала до велика. Телепередачи транслировались не круглосуточно, а с 19 до 23 часов по одной программе. Люди радовались всему новому и трудились не покладая рук. Самым трудолюбивым и передовым колхозникам дарили подарки: отрез на платье, платки, разрешали покупку вне очереди стиральных машин, телевизоров, мебели. В деревне, в частном доме, первый телевизор купили мы, и каждый вечер к нам приходили соседи посмотреть телепередачи. Люди в деревне жили в основном дружно. Вместе праздновали праздники, особенно весело было в выборы, Новый год, на Масленицу, да и в другие праздники. Позднее, когда наши дети подросли, они в разнарядке ставили нам концерты. Конечно, там не было никакой музыки, но как приятно было посмотреть на собственных детей и на соседских, сравнивать их и радоваться, радоваться...

В деревне все держали скот, а корова считалась и поилицей, и кормилицей. К ней так привыкали и любили, что она была как член семьи. Даже переехав в Мухино, мы ещё держали корову. Было время – не разрешали косить сено для личных нужд, так мы урывками, по ночам накашивали, а иногда и накошенное сено увозили в колхоз. А сейчас держи хоть сколько коров, но сил нет и здоровья нет. Когда у нас со двора уводили последнюю корову, я думала, что заревусь... Сколько всего пережито – не перескажешь.

Спасибо нынешнему директору ООО «Агрофирма «Мухино» А.Г. Стародумовой за то, что она организовала выезд пенсионеров на поля и фермы, чтобы посмотреть на работу новой техники. На трактора, не похожие на те, которые работали в наше время. На сеялки, вид которых привёл нас в шок, а комбайны... – это же просто сказка! А в каких дворцах живут наши коровушки-бурёнушки, а молочный блок, а компьютеры, которые знают, сколько корова съела кормов и сколько даёт молока, даже удаление навоза вызывает восторг. Молодцы все главные специалисты. Спасибо всем работникам хозяйства, которые творят такие чудеса.

– Очень жаль, что наши мужья не дожили до сегодняшних счастливых дней, в которых мы сейчас живём, – завершила свой рассказ Капитолина Васильевна.

За свой труд Капитолина Васильевна Мусихина получила многочисленные почётные грамоты и дипломы, имеет бронзовую медаль «За успехи в развитии народного хозяйства», являлась участницей ВДНХ, ударником пятилеток, а также имеет юбилейные медали. Вместе с мужем Виталием Ивановичем родили и воспитали двух дочерей и сына. Сейчас у них шесть внуков и четыре правнука. Пожелаем Капитолине Васильевне здоровья и долгих лет жизни.

Совет ветеранов,

с.Мухино

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"