Главная Кроме того воспоминания

Воспоминания, бередящие душу

16.04.2015
воспоминания

...пол-Европы прошагал он, пол-Земли

В семье Широковых было десять детей, жили не бедно, поскольку все – от мала до велика, были приучены к труду.

В 1941 году, когда началась война, Иван окончил семь классов. На фронт идти рано, а для всевозможных работ в колхозе – самый раз. В 1942 году всех подростков из деревни собрали на строительство аэродрома в Плешках Фалёнского района.

– Кормили плохенько, хлеба давали скудненько, лошадь, на которой работали, быстро отощала, питаясь подножным кормом, – вспоминает Иван Артемьевич.

– Вскоре дед, с которым работал в паре, заболел, и нас отправили домой. Возвращаясь, дед совсем занемог, я оставил его в какой-то деревушке, а на подъезде к Окуням конь упал от изнеможения. Увидевшие ослабленного коня бабы чуть не на руках его унесли и выходили.

В октябре Ивана вновь определили в школу, учили во вторую смену, а с утра все работали на уборке картофеля и турнепса. А уже в ноябре пришла повестка на фронт. Поскольку Иван был росточком не велик, да и весу в нём было мало, отправили обратно домой, мол, подрасти и продолжить учёбу. А вот его друзей Ивана Яковлевича Шулятьева и Аркадия Михайловича Шулятьева отправили на Восток. (После войны друзья встретились).

В январе 1943 года вновь пришла повестка. Таких маломерков, как говорит сам ветеран, набрали двенадцать человек. Народу тогда на перроне в Зуевке собралось много.

– Куда таких мальков повезли? – роптали люди в толпе. Оказалось, что в запасной полк, что стоял в городе Слободской. Там ребят муштровали тренировками, а вот кормили плохо, так, что всю траву в округе съели. Через некоторое время, кое-как обмундировав, направили на Курскую дугу. Но пока везли, немцев на Курской дуге разгромили, поэтому на их долю выпало гнать фрицев до Днепра.

Форсируя Днепр с 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизией, плот на котором плыл Иван, опрокинулся и пошёл ко дну. Но, слава Богу, всё обошлось. Дважды был ранен, оба раза лечение проходил в полевом госпитале, то есть раненые, кто мог, шли вслед за полком. Первый раз был ранен в пояс, пуля пробила насквозь и вылетела. Второй раз в 1944 году был ранен осколком в спину.

Затем солдат, имевших образование семь классов, с фронта сняли и направили на учёбу в Оренбургскую область. Оттуда отправили в Саратовское пограничное училище. Он, было, обрадовался, перспектива стать военным его устраивала, но не тут-то было. После обучения направили на западную Украину, в 377-й полк НКВД на борьбу с бандеровцами.

Победу Иван Широков встретил в Польше. Помнит, какое это было счастье!

А потом были ещё долгие годы службы в Прибалтике, в Берлине. Даже в Польше, в лагере военнопленных Освенциме довелось побывать. Их, русских солдат, расквартировали в казармах, где жили эсэсовцы, а под казармами были подвальные помещения с отсеками, полными обуви: от пинеток до взрослых сапог, одежды, волос. Рядом с казармой была груда пепла от сожжённых тел… помнит, как старый поляк с тросточкой что-то там искал, якобы, даже что-то и находил…

В лагерь привозили пленных немцев, отсюда их конвоировали в вагонах в лагеря для военнопленных. Ивану Артемьевичу довелось сопровождать военнопленных в Кемерово. Пленные немцы были благодарны за доброе к ним отношение.

Мирная жизнь

В 1951 году Иван Широков вернулся к гражданской жизни. Помнит, как из Зуевки пешком шёл до самых Окуней. Он даже сейчас, спустя столько лет, безошибочно назвал каждую деревню, через которую прошёл: Михайловцы, Вознесенцы, Удалые, Микрюки, Боронёнки, Трушонки, Голодаи, Сметаны, Блиновская, Спудные и, наконец, родные Окуни. Помнит, что зашёл домой, а мама в том момент ушла к соседке, за ней побежала жена брата. Зайдя на порог дома, мать не поверила, что перед ней сын Иван, она уже и не чаяла, что он вернётся. Так долго он служил…

Погостив в родительском доме, Иван уехал в город Карталы Челябинской области. После на семейном совете было решено, что ему как младшему сыну, следует вернуться на родину. Так он оказался в посёлке Косино, а в родных Окунях и невеста сыскалась. Девушка Анфиса жила в доме напротив, свадьбу сыграли в 1955 году.

Достойно работая, Иван Артемьевич даже успевал ходить в Дом культуры на репетиции художественной самодеятельности. Уж очень он любит петь. Особенно ему нравится песня, с которой на фронт приезжали артисты театра имени Вахтангова «Спит деревушка, где-то старушка ждёт не дождётся сынка…» Артистка всего-то один раз исполнила эту песню, а он запомнил её на всю жизнь. Даже спеть попробовал, да дрогнул голос старого ветерана, уж очень слова в ней душевные.

С супругой Анфисой Ивановной они прожили без малого шестьдесят лет (в ноябре будет этот юбилей), вырастили двоих сыновей. Прожили в любви, согласии, поддержке друг друга. Иван Артемьевич, слава Богу, чувствует себя неплохо, очень трепетно относится к жене, здоровье которой часто подводит.

А к орденам и медалям, среди которых есть орден Отечественной войны 2-й степени, медаль «За отвагу», на днях прибавилась юбилейная медаль к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Ирина СКОРНЯКОВА

Фото автора и из семейного архива

И.А. Широкова

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"