Объявления
Интервью
Жили-были Кутергины
История моего отца
Старший сын Сергей (мой отец) родился в 1904 году. От своего отца научился кузнечному делу. В предвоенные годы окончил курсы трактористов при Мухинской МТС. Когда началась война, его на фронт не взяли (получил бронь) и он продолжал работать на колхозных полях. Спустя полгода, 2 января 1942 года отца призвали на фронт. Мне в то время шёл 5-й год. В моей памяти не сохранилось, как отец уходил на войну. Только запомнилась большая груда колотых дров в ограде.
Командир отделения 322 гвардейского полка старший сержант Сергей Васильевич Кутергин 12 июля 1942 года в бою на передовой получил огнестрельное ранение левого бедра. Лечение проходил в разных госпиталях, позднее был перевезён в Кировский госпиталь.
Спали не разуваясь, ели на ходу
Мы, пятилетние колхозные ребятишки, в то время помогали взрослым, собирали колоски в поле, пасли скот. Помню, как однажды нас, двух девочек, посадили на лошадей, и мы целый день, без воды и без еды, боронили поле. Уполномоченный нам сказал, чтоб боронили до тех пор, пока солнышко не скроется за лесом.
Мы очень устали, еле дождались, пока солнышко скроется за лесом. Приехали домой, а уполномоченный давай нас ругать: надо было боронить до тех пор, пока солнышко не закатится за горизонт. Было это в июне. Я была очень рада, что нас не отправили обратно в поле.
Взрослые работали летом и осенью целыми днями, уходили на работу и в ночь. Спали не разуваясь, ели на ходу. Мама вспоминала, что переобувались тогда, когда от лаптей отрывалась верёвка.
За выданное зерно – три года заключения
В 1943 году отец возвратился домой. Работал в колхозе счетоводом. Колхозникам за сданное молоко и яйца выдали зерно. Раздали поздно вечером, а рано утром приехала милиция и зерно отобрала (в деревне были осведомители, кто-то донёс «куда следует»).
Председателя колхоза и моего отца арестовали, судили. Председателю дали 4 года заключения, отцу – три. Отец отбывал наказание на зоне в пос. Октябрьский, потом его перевели на другой участок – в пос. Берёзовку. Чтобы поддержать отца, наша мама 22 раза, часто пешком, носила ему продукты. Спустя 2 года отца освободили по состоянию здоровья.
В школе нас учили ползать по-пластунски
В 1944 году мне было 8 лет, я пошла в первый класс Лбовской начальной школы. Помню, как на пришкольной лужайке нас учили ползать по-пластунски, не поднимая головы. Помню, как все радовались, когда в класс вошла наша учительница Таисия Павловна и объявила о том, что кончилась война. В честь такого события уроки отменили, нас отпустили домой.
Сейчас многим покажется смешным, но наша вторая учительница Таисия Степановна (у которой было двое детей, а муж на фронте) весной на валенках носила лапти. Потому что, кроме лаптей, купить нормальной обуви было невозможно. Во время войны не хватало хлеба, керосина, соли, спичек, одежды и обуви.
Мы не ели траву
Зимой наша мама пряла шерсть и вязала тёплые носки и варежки для бойцов на фронте. У нас семья была небольшая. Отец, работая на тракторе, получал немного зерна. У нас была корова, овцы, держали кур. На приусадебном участке сеяли зерно, высаживали картофель, овощи. Мама была неграмотной, но очень трудолюбивой. Мы не ели траву.
Зимой 1946 года мы переехали в деревню Балобанцы. Во 2-м и 3-м классах я училась в Зуевке, в 40-й школе, что была рядом с железнодорожным вокзалом. Помню своих одноклассников: Зою Цыпуштанову, Раю Юрпалову, Бориса Мошонкина. Во время большой перемены нас подкармливали – давали каждому небольшой кусочек хлеба и конфетку.
Отец работал в кузнице, но вскоре простыл, так как кузница была очень старая. Болел недолго и умер 14 июня 1947 года. Похоронили его на городском кладбище, за братской могилой. В то время только начали хоронить на новом кладбище, было мало захоронений.
Судьбы детей Кутергиных
С первых дней войны пятеро братьев Кутергиных были на фронте.
Михаил, вернувшись домой после ранения, из Липово переехал в деревню Черноусы. Его отец Василий Зотович жил неподалёку – ещё во время войны семья переехала в деревню Зуи. В июле 1949 года, в возрасте 42 лет, Михаил умер, оставив пятерых детей.
Константин (1918 г.р.) и Герман ушли на войну неженатыми. В январе 1942 года в городе Барабаш рядовой Кутергин Константин Васильевич пропал без вести.
Герман после войны жил в Зуевке, женился. Родились два сына и дочь. Работал машинистом на железной дороге. Семья уехала из Зуевки, связь оборвалась.
Павел (1915 г.р.) был призван на фронт 14 июля 1941 года. Дома у него осталась жена Анна и трое детей – две дочери и сын. С июля 1941 по октябрь 1945 Павел служил трактористом в 185 артиллерийском полку. Всю войну на тракторе подвозил снаряды. Дошёл до Берлина. Ему очень повезло – ни разу не был ранен.
После войны родились у него ещё две дочери и сын. Переехали из деревни в Зуевку. Долгое время работал, сопровождая почту по району. Думаю, что дядя Павел – самый счастливый человек. Умер он в 1998 году.
Ещё один сын Василия Зотовича Кутергина – Филипп, 1913 года рождения, по состоянию здоровья не был на фронте. Но и в тылу ему досталось. Вся тяжёлая работа в колхозе была на его плечах. Надо было все поля обработать. С ранней весны и до самого снега он всё пахал да сеял. Жил в деревне Лбы. Потом в Зуевке, когда умерла жена. Детей у него не было. Помогал ему брат Павел. Недолго, в конце жизни, проживал Филипп в Кирово-Чепецком доме-интернате. Там и умер.
Дочь Александра с 6-ю детьми завербовалась в Калининградскую область. В настоящее время её дочери и внуки там и живут. Дочь Елена жила в Зуевке, есть сын и внуки.
Доля-долюшка
Наша бабушка Вера Петровна Кутергина – простая крестьянка, которая в жизни, кроме работы, ничего не видела. Пряла, ткала, кормила свою семью. По воспоминаниям моей мамы Анны Васильевны, эта бедная женщина, кроме лаптей, ничего не нашивала.
А война всё продолжалась...
Брат деда Александр Зотович, 1901 г.р., работая на военном заводе в Кирове, в 1942 году погибает в автокатастрофе.
У сестры дедушки – Марии Зотовны Злобиной, 1890 г.р., из деревни Порошино Рябовского сельского совета, весной 1942 года погибает на фронте муж Фёдор Яковлевич, 1922 г.р., призванный на войну 5 октября 1941 года.
Фёдор Зотович Кутергин, 1904 г. р., из д. Махни Лбовского сельского совета, рядовой, пропал без вести в апреле 1943 года. Остались два сына.
Сестра у деда Елизавета Зотовна, 1897 г.р., в 1944 году в деревне Бердники Мухинского сельсовета умирает от голода. Перед войной умер её муж. Пала корова-кормилица. Купить другую корову не на что. Младшую дочь (из 4-х детей) Людмилу после смерти матери отдали в детский дом.
Людмила выросла, получила образование и всю жизнь проработала учительницей начальных классов. В книге В. Архипова «Живите, люди, в радости» есть и её воспоминания «Босиком по снегу – к первой проталине». При очередной встрече с Людмилой мать поэта вспоминала: «Твоя мать Елизавета Зотовна была очень красивой. Её выдали замуж в Бердники и дали хорошее приданое. Это была самая большая, самая безотказная труженица в деревне. Работала до последнего дня…»
Моя бабушка Вера Петровна Кутергина не смогла пережить всё, что выпало на её долю, и в возрасте 60 лет она умерла от истощения и порока сердца. Похоронили её на городском кладбище в г. Зуевка. В послевоенные годы город стал расти и расширяться, и на бывшем старом кладбище начали строить дома. Сыновья Филипп, Павел и Герман перезахоронили прах матери. Теперь она покоится между сыновьями Сергеем и Михаилом. Тут же похоронен и мой дед Василий Зотович, умерший 7 января 1955 года. ...
В этом году исполнилось 70 лет со Дня Победы. Это великий праздник Радости для всех нас, переживших войну. Ничего нет страшнее войны.
Т.ОСЕТРОВА (Кутергина),
село Мухино