Объявления
Интервью
Старшеклассники Кировской области получают новые учебники истории
Правительство региона закупило для всех школ 11 тысяч единых учебников.Ребятам перед началом учебного года уже выдают эти книги
Впервые синхронизированы два курса – история России и всеобщая история. Поэтому комплект для каждого класса (10-го и 11-го) состоит из двух книг: «История России» и «Всемирная история». Коллектив авторов переписал разделы, относящиеся к новейшей истории страны, начиная с последней трети ХХ века. Также обновлен раздел о Второй мировой войне, добавлен раздел с 2014-го по сегодняшний день, включая спецоперацию России на Украине. Кроме того, история подается теперь не с позиции европоцентризма: много рассказывается о Китае, Индии, Японии, африканских странах, Латинской Америке. Но новое пособие столкнулось с критикой, не успев дойти до школ.Есть ли в нем фактологические ошибки и ради чего на самом деле шумиха?
Юрий Никифоров, член Научного совета РВИО и авторского коллектива учебника, на портале ИСТОРИЯ.РФ (https://histrf.ru/read/articles/ne-chital-no-osuzhdayu) разобрал претензии. Он разделил их на «эмоциональные» и «по существу». Первых гораздо больше, считает Никифоров.
«О недобросовестности этой критики, заказном характере свидетельствует ее избирательность: сосредоточение ее исключительно на содержании учебника «Истории России» для 11 класса (1945-2022 гг., включая раздел об СВО)», - добавляет историк.
Что не нравится?
Принуждение к единомыслию и политизированность
Ответ автора: С 2014 г. содержание всех допущенных к использованию в школе учебников уже соответствовало «единому канону» с точки зрения целей и задач исторического образования, а также «содержательному ядру», определенному Историко-культурным стандартом. А с 2020 г. в стране существует Концепция преподавания учебного курса «История России», утвержденная Коллегией Министерства просвещения России.Опыт внедрения «вариативности» в преподавании истории, имевшийся в 1990-е и в начале 2000-х гг., показывает, что она запускает процесс раздробления единого культурно-образовательного пространства России. А формирование умения критически мыслить – одна из целей нового учебника. На это ориентированы вопросы и задания для самостоятельной работы, ссылки на дополнительные ресурсы и источники информации.
Ошибки и искажения
Ответ автора: Основной вал претензий - не по поводу того, что в учебнике есть, а по поводу того, чего в нем нет. Недовольство вызывают фрагменты текста, где авторы ограничились фактологией, не посчитав себя вправе навязывать школьникам те или иные выводы. Пример претензий к фактам. В учебнике говорится, что после Великой Отечественной войны были репрессированы те бывшие военнопленные, кто был уличен в коллаборационизме. Критики утверждают: сажали всех, кто возвращался из плена. Но статистика говорит о том, что из числа бывших военнопленных, вернувшихся на Родину после войны (1 млн 836 тыс) были репрессированы 233,4 тыс. чел.
По мнению Юрия Никифорова, «претензии рассчитаны главным образом на некомпетентную аудиторию и излагаются в надрывно-эмоциональном ключе, их единственное назначение – служить инструментом психо-эмоционального воздействия на граждан России, формирование негативного отношения к учебнику и – опосредованно – к образовательной политике Российского государства».
Доктор исторических наук, завкафедрой истории и политических наук ВятГУ Андрей Машковцев, ознакомившись с учебником, дал свою оценку тексту
- Если раньше история СССР подавалась однобоко и в основном негативном свете, то теперь кроме упоминания репрессий присутствует восстановление экономики после войны, экономическое чудо СССР, уже к 1950-му году превысившего довоенные показатели на 73%. Смещение акцентов с негатива не значит, что какие-то вещи, связанные с историей страны, лакируются. Там сказано и о репрессиях послевоенного периода, и о голоде 1946-1948 годов, добавляет историк.