Если б снова начать, он бы выбрал опять беспокойные хлопоты эти

31.07.2018
Машинист

Из родственников Геннадия Александрови- ча Кузнецова никто не работал на железной дороге. В 1951 году, приехав в Зуевку из Слободского района в гости к брату, Геннадий узнал, что здесь есть железнодорожное училище (ЖУ-2), и решил, что именно в нём он должен учиться.

Престижную на тот момент профессию помощника машиниста почему-то не выбрал, а стал учиться на слесаря. В 1953 году окончил училище и был принят на работу в Зуевское паровозное депо по специальности. По годам должен был идти служить в армию, но на два года по тогдашнему закону на него распространялась бронь – нужно было работать в депо. Затем Геннадий всё же отдал воинский долг: три года служил в Польше в танковом полку радистом. Об армии у Геннадия Александровича только добрые воспоминания, тогда наши страны дружили, все друг другу были братья.

Вернувшись в Зуевку в 1958 году, сразу же заявил деповскому начальству:

– Можно мне на паровоз!

– Пиши заявление, – был мгновенный ответ, – но сначала будешь работать кочегаром.

– Понятное дело, – говорит Геннадий Александрович, – кем же ещё!

Чтобы стать помощником машиниста или машинистом, нужно учиться. И он учился в техническом кабинете, который был при депо. Почти два года проработал кочегаром. Мы, современные люди, работу кочегара паровоза представляем только по фильмам: всегда чёрные от угольной пыли, они постоянно работали с углём, которым был заполнен тендер (прицепной вагон) паровоза и поддерживали нужный уровень воды. И так каждую смену от Зуевки до Балезино или от Зуевки до Лянгасово – эти два «плеча», как говорят железнодорожники, были в их обслуживании. И даже, когда Геннадий стал помощником машиниста, от угля он не избавился. Оказывается, помощник машиниста паровоза также имел дело с углём – подавал его в котёл, но только уже в кабине паровоза, рядом с машинистом, и закачивал воду для образования пара, ведь паровозы ездили на пару. Отсюда название – ПАРовоз. Так что следить за красотами природы за окном было некогда, только поспевай соблюдать температурный режим и уровень воды в котле!

Сегодня нам это трудно себе представить, но вся Зуевка была чёрной от угольной пыли. И даже зимой снег был чёрный. Горы угля лежали во многих местах вдоль железной дороги, его загружали в прицепные вагоны паровозов, а те, в свою очередь, источали угольный дым по всему маршруту своего следования. Но вот наступил 1961 год, и развитие технического прогресса на железной дороге позволило сменить паровозы на тепловозы. В Зуевское депо приехали инструкторы из Красноуфимска, которые помогли в освоении новой техники. А в 1964 году стали поступать и электровозы. И тут начались времена командировок – Геннадий сначала учился в Муроме на помощника электровоза, затем, в 1967 году, – на машиниста электровоза в Горьком. В 1971 году заочно окончил Горьковский техникум железнодорожного транспорта. В то время нелегко приходилось его жене – Нине Семёновне. Муж то в поездках, то на учёбе, все хозяйственные дела легли на её плечи.

А когда родился сын, было время, когда не могла даже сходить в магазин за хлебом – ребёнка с собой не возьмёшь, а посидеть с ним было некому. В 1971 году, когда все годы учёбы остались позади и были получены заветные «корочки» машиниста, начальник депо Свинин Алексей Александрович вдруг заявил: – Хватит, Геннадий! Больше ездить не будешь, переходи на местную работу. Это означало, что нужно было поработать мастером в цехе, а затем ещё приёмщиком по качеству. В те времена не принято было ослушиваться начальство, и Геннадий Александрович шесть лет посвятил работе в цехе.

Но как-то не совсем по душе была ему эта работа, и в конце концов он принял волевое решение: надо ехать! Видя такое желание Кузнецова к поездной работе, уже никто не стал ему перечить и уговаривать остаться в цехе. Наоборот, сказали: обкатывайся! Что означало сначала поездить с опытным машинистом, а затем уже управлять самому. Вот так, с 1976 по 1989 год в судьбе Геннадия Александровича наступила стабильность – все 13 лет он проработал по любимой профессии – машинистом электровоза. Присутствовавшая при нашем разговоре супруга Нина Семёновна, уточнила: – Эта профессия на любителя, не каждый сможет её выдержать. Геннадий Александрович согласился с женой и добавил: – И всё же, если бы можно было начать жизнь сначала, всё равно посвятил бы её железной дороге.

Сейчас, уже давно находясь на заслуженном отдыхе, он редко видится с бывшими коллегами и пользуясь тем, что рассказ о нём будет в районке, передаёт большой привет и наилучшие пожелания с предстоящим праздником – Днём железнодорожника бывшим машинистам: Леониду Андриановичу Жуйкову, с которым вместе учились в железнодорожном училище (ЖУ-2), Анатолию Михайловичу Костицину, Аркадию Афанасьевичу Бармину, Вениамину Ивановичу Копысову, Петру Фёдоровичу Частикову и всем, кто его знает и помнит.

Татьяна МИКРЮКОВА

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"