Объявления
Интервью
Клукша Чернушка
У бабушки в деревне курица вывела цыплят. Бабушка не доглядела за этой чёрной бойкой несушкой, потому что их у неё много – больше десяти да ещё очень важный петух. Чернушка отложила тайком на сеновале яйца и уселась их высиживать. Гнездо она устроила в дальнем углу. Бабушка заметила, что курица пропала, и всё поняла, но найти её долго не могла, пока та не проголодалась и не вышла поесть. Она не кокотала, как её подруги, а говорила: «клу-клу-клу», при этом быстро клевала зерно. Мы с бабушкой проследили за ней, и нашли её укрытие. В гнезде было десять яиц. Бабушка сказала: «Пусть сидит. До осени далеко, цыплята, Бог даст, вырастут».
Время шло. Чернушка сидела, по словам бабушки, «плотно» и покидала гнездо всё реже, быстро ела, а иногда выбегала во двор и хлопалась в пыли недолго, а потом бежала обратно. Бабушка пояснила мне, что пыль спасает кур от насекомых. Прошло время. Наконец, как-то утром бабушка сказала, что цыплята вывелись. Их было девять, жёлтых и чёрных пушистых комочков. В коробке их опустили с сеновала, а Чернушка, непрерывно говоря «клу-клу-клу», распушив хвост и разведя в стороны крылья, бежала за коробкой, из которой раздавалось непрерывное чивканье.
На солнышке в углу двора мы постелили старую газету, и бабушка мелко накрошила на неё сваренное вкрутую яичко и в блюдце поставила воду. Высадили цыплят из коробки. Они были совсем маленькие и чивкали, не умолкая. Чернушка ходила над ними и всё говорила: «клу-клу-клу». А потом стала показывать, как надо клевать яйцо и звала к нему цыплят: «ке-ке-ке». Они забавно клевали яичко, подражая матери, и всё чивкали. А мы отгоняли от них других кур, которые пытались украсть крошечки корма, и Чернушка не пускала их. «Хорошая будет клукша», – сказала бабушка.
Потом мы посадили всю «семейку» в большую деревянную клетку и закрыли сверху клеёнкой от дождя. Скоро Чернушка присела на травку в углу клетки, и все цыплята стали устраиваться под ней, прячась под крыльями и в пуху. Это было очень трогательно и забавно. Они чивкали всё тише, видимо, засыпая.
Через несколько дней мы стали выпускать Чернушку с цыплятами гулять по двору, но не оставляли без присмотра. Чернушка вела своих беспокойных малышей за собой и постоянно говорила «клу-клу-клу», а они стайкой бежали за ней. Другие куры не обижали их, да Чернушка и не позволяла. Она разгребала землю лапой и учила цыплят искать пищу. Она, что-то отыскав, звала их «ке-ке-ке», и они наперегонки мчались на зов. Если кто-то из цыплят отставал, то сразу начинал громко чивкать. Чернушка сразу же спешила к нему.
Петух посматривал на всю семейку со стороны, приговаривая: «ко-ко-ко» и не вмешивался в воспитание. Видимо, считал, что в этом нет необходимости.
Бабушка просила нас присматривать за цыплятами: «Кошка, ворона – любой обидит». А мамой Чернушка была очень хорошей и внимательной. Она, не задумываясь, бросалась и на кошку, и на собаку, защищая цыплят. Она клюнула нашего пса Тобика в нос, который случайно оказался рядом. Он взвизгнул и убежал, поджав хвост.
А цыплята быстро подрастали, становились всё смелее и убегали от мамы всё дальше в поисках пищи. Дружно со всех ног бежали на зов: «Цып-цып-цып», когда мы с бабушкой приносили им поесть. Когда они стали величиной с голубка, Чернушка начала водить их ночевать не в клетку, а в курятник. По досочке вечерами они за мамой поднимались на нижнюю жёрдочку насеста, рассаживались на ней ровным рядком и там спали. Корм они начали есть вместе с другими курами. Скоро стали совсем самостоятельными, а Чернушка перестала говорить «клу-клу-клу» и опекать их. Она стала обыкновенной, как и все другие куры, несушкой. Бабушка хвалила её и говорила: «Молодец. Сохранила всех. Хорошая клукша».
Сергей Чирков, с.Суна