Слово о солдате

18.06.2015
Слово о солдате

В нашем семейном архиве хранятся старые пожелтевшие бумаги – свидетели далёких грозных дней. Мой дед Фёдор Григорьевич Наговицын трепетно берёг фотографии, документы, напоминания о тех событиях, как будто боялся что-то забыть, предать забвению… Архив передала мне мама Любовь Фёдоровна Горшкова, хранившая его все годы после ухода деда.

Когда я просматриваю эти бумаги, пытаюсь представить, что пережил мой дед, думаю, какие неимоверные страдания может пережить человек и остаться верным своим и народным чаяниям и надеждам о мире. Я многое узнала от мамы, потому что дед не мог говорить о войне, воспоминания жгли душу солдата даже через десятилетия после войны. Когда он пытался рассказывать о событиях тех лет, слёзы не давали говорить… Деду повезло, он прошел почти всю войну и, несмотря на ранения, остался жив. Он узнал много хороших людей, крепкая мужская военная дружба сохранялась в течение всей его долгой жизни.

Родился Фёдор Григорьевич в деревне Бабичи Фа- лёнского района. Ему было неполных 23 года, когда в ноябре 1941 года он ушел на войну стрелком. Тогда из маленькой деревни ушли на фронт 27 мужчин, а вернулись только 11 защитников. До 1942 года он находился на строительстве оборонных рубежей под Ленинградом. В 1942 г. участвовал в обороне Сталинграда. Город находился на осадном положении, немцы непрерывно бомбили и сбрасывали листовки, в которых уверяли, что сопротивление бессмысленно. Тогда прозвучал легендарный призыв: «Ни шагу назад!» Сталинград долгое время был центром ожесточённых и кровопролитных боёв. Дед был ранен и признан негодным к строевой службе, поэтому после служил в обеспечении, сопровождал обозы с боеприпасами, документами, продовольствием. Не раз попадал под обстрелы и бомбёжки, на его глазах гибли однополчане.

После Сталинградской битвы дед стал участником таких битв, как Корсунь-Шевченковская, Умань-Хрестиновская, Яссо-Кишинёвская, Будапештская и Венская. Долгожданную победу дед встретил в столице Австрии – Вене. Много воспоминаний осталось об этом красивом городе. Поразила европейская обустроенность, культура.

Дед обладал красивым почерком, писал достаточно грамотно, ему поручали писать важные бумаги при штабе. К сожалению, те трогательные, нежные письма, которые писал дед своей супруге, нашей бабушке Таисье Кирилловне, не сохранились, они сгорели при пожаре дома в деревне Бабичи.

Домой Фёдор Григорьевич возвратился в конце 1945 года. Его ждали жена и маленький сынишка Саша. После войны родилась моя мама. Дед прожил долгую, счастливую жизнь в посёлке Берёзовка Зуевского района, не дожив до 80-летия всего несколько месяцев, сказалась перенесённая контузия. По моим воспоминаниям, дедушка был очень сдержанным, тактичным человеком, любящим порядок и труд, его уважали односельчане.

Сразу после войны он вместе с женой уехал в Ленинград, где жил его близкий боевой товарищ. Но жить в большом городе, вдали от природы, дед и бабушка не смогли и вернулись в деревню Бабичи. В 60-х годах в связи с укрупнением деревень переехали в посёлок Берёзовка. Дед работал плотником, заправщиком ГСМ. В Берёзовке было много участников Великой Отечественной войны. Каждую годовщину Победы они собирались вместе, делились воспоминаниями о войне, фотографировались на память

. Мы свято чтим память нашего замечательного деда и прадеда, часто рассказываем своим детям, правнукам Фёдора Григорьевича, о событиях войны, об участии деда в ней. Архив оформлен в большой папке, чтобы сохранилась память о солдате и передавалась от поколения к поколению.

А.Беспечальных,

п.Октябрьский 

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"