Объявления
Интервью
Трудом велик и славен человек
Один сын и восемь дочерей
В детстве нашем далёком каждый из нас считал за счастье прокатиться на автомобиле: в битком ли набитой кабине, в кузове ли на зерне, что тогда не возбранялось… А уж на «легковушке», на которой только начальство ездит, – это же вообще – мечта!..
Почти в самом конце нашей улицы, в большом доме с пятью окнами на дорогу жила семья Возженникова Гаврилы Матвеевича и Екатерины Николаевны. Всего у них было девять детей. Старшие дочери в то время уже разлетелись по городам, а сын Анатолий, единственный среди сестёр, жил с родителями и младшими сёстрами. Работал он шофёром на ГАЗ-69 и иногда заезжал домой.
Мы всё свободное время зимой проводили на горке недалеко от своих домов. Издалека заметив машину, мчались к дороге и дружно кричали: «Довези!» Он всегда останавливался и терпеливо ждал, посмеиваясь над нами, пока мы с палками, лыжами, с сопливыми носами, все в снегу, втиснемся в ГАЗик. Закрывали дверки и млели от счастья, проезжая каких-то 200 метров. Это надо испытать, а уж понять доброту водителя, его любовь к нам – можно только, когда станешь взрослым.
«Не нужен мне берег турецкий…»
Родился Анатолий Гаврилович в далёком и трудном 1943-м в деревне Шаньги, там и рос, учился в Суне. Трудовая биография началась ещё в пятидесятых годах: 16-летним юнцом начал он её, став самым молодым электриком на Шаньгинской ГЭС. Потом учился на тракториста, а потом и на шофёра в Зуевке. Работал в совхозе.
В середине 60-х три года служил в армии – в Венгрии. Служить пришлось крановщиком, поэтому по стране довелось поездить не мало: доводилось даже работать на границе с Австрией. Венгрия – европейская страна: красивые уютные города, ухоженные хутора с кирпичными аккуратно сделанными домами, высокими заборами и роскошными садами. Дороги, покрытые идеально ровным асфальтом или вымощенные камнем и обсаженные фруктовыми деревьями. Всё было в диковинку для парня из вятской глубинки.
С венграми общались мало, но относились они к нашим солдатам дружелюбно. Подходили поговорить некоторые из них, знавшие немного по-русски, которые в своё время побывали у нас в плену. Конечно, Европа впечатляла.
В 1966 году вернулся солдат домой. Осенним днём из Октябрьского пришёл он в родное село, куда транспорт по причине бездорожья почти не ходил. Наверное, никто бы не удивился, если б уехал он тогда из нашей глуши в город, поближе к цивилизации, после того, что видел в Европе. Но нет! «Не нужен мне берег турецкий…» Даже в мыслях этого не было.
Счастье по имени Анфиса
В том же 66-м приехала в село молоденькая девушка по имени Анфиса и стала работать воспитателем в детском садике. Приехала она из соседнего села Верхосунье. Скучала по дому, почти на каждый выходной бегала пешком туда, хотя страшно бывало, путь неблизкий. В это время и познакомились они с Анатолием.
А через два года была свадьба. Стояли тёплые летние дни. В доме и возле дома Гаврилы Матвеевича было людно и шумно, гости веселились от души. У открытого настежь окна сидели молодые-счастливые и очень красивые. Толпился у изгороди народ, смотрели с любопытством. Так было принято. И мы, ребятня, толкались тут же, как же без нас! И как-то радостно было у всех на душе, так мне казалось, наверное, от того счастья, которым светились глаза молодых.
Так начиналась их совместная жизнь.
А потом, как и у всех, были трудовые будни с заботами и проблемами, удачами и радостями, семейная жизнь с детишками и всеми делами, которые возникают с их появлением, радость и счастье от общения с ними.
Было много труда, который во все времена был основой всей жизни на селе. Анатолий Гаврилович из своей трудовой биографии с особым чувством вспоминает те восемь лет, когда он работал на «Кировце». Нравилась эта работа. Пахать землю, таскать стога, ездить в дальние рейсы – всё это было по душе ему.
Я всегда ловил себя на мысли, что между этим человеком и могучим «Кировцем» есть что-то общее: прежде всего сила, трудолюбие и готовность сделать то, что дано далеко не каждому, и в то же время доброта, спокойный и мягкий нрав, что всегда свойственно сильным, но и способность, при необходимости, проявить волю и характер, с которыми никто из окружающих не может не считаться.
Свист, как признак недовольства
А потом Анатолию Гавриловичу предложили возглавить отделение совхоза. Он подумал и согласился, хоть и отлично понимал, на что: десятки людей, масса техники, поля, фермы, ежедневная забота и ответственность за всё. Отработал управляющим отделения 22 года. Его уважали и молодёжь, и старики, и побаивались. Сам он ответственности никогда не боялся, но и с подчинённых требовал, как положено. За нарушения обычно наказывал сам, не жаловался никогда и никому.
За долгие годы было всякое, но обид на Гаврилыча – так его уважительно называли все, не было ни у кого: строг был, но справедлив. Все любили его за доброту, умение пошутить, поддержать, но больше – за знание своего дела, за готовность и умение помочь, за рационализм, а ещё за то, что не давал он в обиду своих подчинённых, кому угодно мог высказать правду в глаза, в том числе и директору, и доходило порой до больших скандалов… Но начинался новый день, и работали дальше.
Все помнят его знаменитое насвистывание различных мелодий, порой и во время движения за рулём УАЗика. Этот свист был верным признаком того, что Анатолий Гаврилович чем-то недоволен, что кто-то где-то нахалтурил, сделал что-то не по-хозяйски. В это время мужики, особенно те, у которых были проблемы с дисциплиной, старались держаться от него подальше.
Сам он о работе руководителем вспоминает тепло, с некоторой ностальгией: «Да, меня слушались все: и молодёжь, и те, кто был старше. Поддерживали, большинство мужиков понимали с полуслова. А с такими работниками, как Л.И. Пинегин, В.И. Нелюбин, В.В. Ивонин, В.В. Козырев, Л.Н. Кочкина, Н.Н. Сайдакова да и многими другими, работать было легко».
Не случайно после выхода на пенсию, по просьбе директора, он ещё довольно долго возглавлял отделение.
А Анфиса Ивановна заочно получила педагогическое образование и была назначена заведующей детским комбинатом. Долго и успешно возглавляла его, а позднее была избрана профсоюзным лидером коллектива племзавода. Её принципиальность, требовательность, но и умение пойти на компромисс, поддержать рабочих в трудную минуту, позволили ей много лет эффективно заниматься этой работой, а позднее стать заместителем директора по социальным вопросам и успешно решать эти вопросы до своего выхода на заслуженный отдых.
Общий трудовой стаж работы в хозяйстве Анатолия Гавриловича и Анфисы Ивановны – более 85 лет!
Послесловие
Надо заметить, что при такой напряжённой работе супруги Возженниковы вырастили двух прекрасных сыновей: добрых, порядочных и ответственных везде и во всём мужиков в самом лучшем смысле этого слова. Сейчас уже внуки – и взрослые, и ещё маленькие совсем – радуют, а иногда и немножко огорчают (это уж как водится у внуков), и не дают скучать бабушке с дедом.
В ноябре прошедшего года в Суне отметили большой юбилей племзавода «Новый» – крепкого современного сельхозпредприятия, уверенно идущего вперёд, богатого славными победами и традициями. Во всём этом огромный вклад супругов Возженниковых – Анатолия Гавриловича и Анфисы Ивановны. Пожелаем им крепкого здоровья, побольше радостных событий, счастья и долголетия.
Сергей ЧИРКОВ, с.Суна