Объявления
Интервью
Владимир Вахрушев: Краеведение – падчерица истории
Что нам известно о своей земле? Откуда пошла она? Одним из недостатков нашей культуры, который теперь начал преодолеваться, было глупое, если не сказать больше, бесчувствие к этим вопросам. Сколько себя помню (с 30-х годов 20 века), почти никто из окружающих меня над этой проблемой не задумывался – в школах не было краеведения, в семьях ни взрослые, ни дети не говорили, или говорили очень мало на подобные темы. Сталин краеведение просто ликвидировал, хотя местные музеи существовали, но они влачили жалкое существование. В школах и вузах изучались мировая и отечественная история, а вот истории местной, локальной не было. Известны были вятичам разве что какие-то обрывки фольклора, хотя ведь ещё в начале 20 века в народе жило немало вятских сказок, легенд, собранных и опубликованных выдающимся фольклористом Д.Зелениным. До сих пор не опубликованы богатейшие запасы вятского фольклора, собранные вятским поэтом Леонидом Дьяконовым (двоюродным братом Н.Заболотского). Дьяконов в 30-е годы по оговору писателя Алдан-Семёнова пережил тюрьму, психушку и вернулся домой в тяжёлом состоянии (см. П.Ожегин. Мученики ГУЛАГА. Энциклопедия земли Вятской. Том 2. Киров, 1995).
Вятский говор ласкает слух пуще итальянской арии
Вятичи в массе своей помнили разве что две-три забавных присказки о «вятских – людях хватских», которые «семеро одного не боятся». Или такую байку: «вятский слепород наехал на огород. «Отворачивай!» – орёт». Об этих обломках вятского фольклора хорошо пишет наш писатель-земляк Владимир Крупин в своей «Вятской тетради». Кстати, из-за этих озорных присказок многие кировчане не хотят возвращения к исконному названию своего города «Вятка» – дескать, словечко это «как-то нас унижает, напоминает о людях недалёких». Люди, которые так рассуждают, не имеют понятия о народной смеховой культуре.
Что же можно сказать о вятичах… Откуда они? Кое-что уже давно ясно – хотя бы их связь с новгородскими ушкуйниками-бродягами, которые в 12 веке двинулись из Великого Новгорода на Волгу, где создали Нижний Новгород, а затем по Каме и Вятке (которая была тогда удмуртской Нукрат, то есть «серебряной» рекой), где осели, частично смешавшись с местным угрофинским населением, и создали некий филиал Новгородчины в виде «Вятской республики» – слово «республика» было тогда славянам неведомо. Это факты, засвидетельствованные в летописи. Но куда девать древнее племя вятичей, которые ещё ранее пришли на Восточно-Европейскую равнину вместе с другими славянскими племенами – с полянами, древлянами, кривичами? Летопись Временных лет упоминает, что некогда «были в ляхах (то есть в поляках) два брата – Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и сели – Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них и пошли радимичи и вятичи» (цитирую по «Курсу русской истории» В. Ключевского). В дальнейшем племя вятичей не сыграло большой роли в русской истории, у них, как утверждает тот же Ключевский, даже своих городов не было, хотя кто знает? Во всяком случае самоназвание «вятич» некоторые филологи возводят к слову «вящий», то есть «большой, значительный». Ну почему не похвалиться? Ритуальное самохваление было частью мифологической культуры, присущей всем народам земли. И вполне возможно, что именно вятичи по Оке пришли ещё раньше ушкуйников на Волгу и Каму, а оттуда и на удмуртскую реку Нукрат, которую окрестили Вяткой. Хотя это лишь наше предположение.
Характер вятичей, их, как говорят сейчас, менталитет, их национальный тип, отмечен противоречивостью, о которой пишет, в частности, В. Крупин в своей «Вятской тетради». Но у какого народа нет своих противоречий? Закон диалектики неумолим. Идеальные общества существуют только в утопиях, хотя, согласно той же диалектике, в утопии всегда найдёшь черты антиутопии. Так вот, Крупин отмечает, что наряду с удалью, талантливостью, сметкой, трудолюбием, простодушием, «есть в вятских черта какой-то зажатости. «Вятские, дак чё, – говорит об этом моя мама. – Чего с нас взять – не умеем ни ступить, ни молвить. Какие-то мы простодырые. Другие на копейку сделают, на рубль наславятся». Вот тебе и «вящие»… Опять противоречие. Во всяком случае, в себе я знаю эти качества – зажатость и простодушие, наивность, доходящую до глупости. Ну и так далее.
Отсюда же, по-моему, и весь тот провинциальный комплекс вятчан, который отмечают редкие заезжие (не по своей воле) знаменитости в нашем характере – Герцен, Салтыков-Щедрин, Короленко. Для этих писателей были хорошо знакомы невежество и забитость вятского крестьянства (и это при отсутствии крепостного права!), умственная убогость и склонность к взяточничеству вятских чиновников – наряду с одарённостью многих людей из народа, из образованных людей. Стоит привести цитату из «Губернских очерков» Щедрина о Вятке: «В одном из далёких углов России есть город, который как-то особенно говорит моему сердцу… Мне отрадно и весело шататься по городским улицам, особливо в базарный день… Мне мил этот общий говор толпы, он ласкает мой слух пуще лучшей итальянской арии.
Взгляните на эти загорелые лица: они дышат умом и сметкою и вместе с тем каким-то неподдельным простодушием, которое, к сожалению, исчезает всё больше. Столица этого простодушия – Крутогорск» (то есть Вятка).
Территория нынешней Кировской области – 120,7 тысяч кв. км. Для сравнения – Англия вместе с Шотландией и Уэльсом – 131 тысяча кв. км. Есть чем гордиться? Зато по численности жителей нам далеко до Британии, в которой около 50 млн. человек, у нас же всего около двух миллионов, да и это число сокращается… (Книга издана в 2008 году – прим. редакции).
Продолжение следует