Деревья тоже имеют судьбы

02.09.2014

От дуба из «Войны и мир» до дуба на улице Коммунистической

Читая книгу «Война и мир», я обратила внимание на то, как Л.Н.Толстой образно и художественно описывает дуб, сравнивая его с человеком.

«На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающихся берёз. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.»

Таким описывает старый дуб Лев Толстой, когда писатель передаёт состояния грусти и отчаяния князя Андрея.

Мне захотелось увидеть такое чудо своими глазами. В поисках подобного дерева я провела немало времени, так как дубов в нашем краю не много. Нет в округе ни дубовых рощ, ни искусственных посадок. В результате в нашем посёлке дубов отыскалось всего три. А по внешнему виду самым старшим мне показалось то дерево, что на улице Коммунистической. Дуб является редким в наших краях деревом. Откуда же он появился? Я решила узнать про него все: провести наблюдения, поговорить с теми, кто знал историю посадки дуба. Занимаясь сбором информации, познакомилась с жительницей нашего поселка – Мининой Раисой Васильевной. Она-то и рассказала мне историю семьи Опалевых и тесной и даже родственной связи с этим дубом.

Отважный партизан из лесов Белоруссии

Раиса Васильевна родилась в 1931 году в деревне Собаконки, что недалеко от нашего посёлка. Ее родители – отец Василий Илларионович и мама Анна Васильевна – трудились в колхозе, на родной земле. В семье было десять детей. Всё было хорошо, росли и взрослели их дети, пока не наступили те страшные и грозные сороковые. Война чёрным вороном ворвалась в жизнь семьи, как и во все дома мирной деревушки на берегу реки Чепцы. Василий Илларионович со старшими сыновьями Михаилом и Аркадием ушли на фронт. Семья осталась без кормильцев, её ждали суровые испытания военных лет: голод и лишения, труд от зари до зари в колхозе. Закончив третий класс, Рая в школу больше не смогла пойти: не было одежды, обуви, а ведь школа была в трёх километрах от дома, а в доме было много работы.

В годы войны жизнь в деревне была особенно трудна, хлеба не хватало, приходилось есть траву и листья липы. Листья липы сушили, добавляли в муку и пекли лепёшки. Латали и штопали старую одежду. Вязали варежки и носки и собирали посылки на фронт, вкладывая в каждую пару по записочке, а вдруг попадёт родным, а вдруг кто-то рядом воюет с ними.

Но война не пощадила эту дружную семью. Ни отца, ни братьев с войны семья так и не дождалась. На Василия Илларионовича и Аркадия пришли похоронки, а вот как сложилась судьба Михаила, семья не знала.

Мать получила извещение, что он пропал без вести в Калининградской области. И в душе у всех тлела слабая надежда на его возвращение. В 1966 году Анна Васильевна вдруг получила письмо от боевого товарища сына, который нашёл её через военкомат. В письме он сообщил, что её сын Михаил был отважным партизаном, воевал в лесах Белоруссии. И там же сложил свою голову. В п. Тереховка Гомельской области сохранилась его могила. Обрадованная и одновременно разочарованная этой вестью, Анна Васильевна сразу собралась в путь. Собирали её всей округой в далекую Белоруссию. Всю дорогу не сомкнула мать своих глаз, плакала, как же произойдёт эта встреча? Жители п. Тереховка тепло встретили гостей, рассказали матери о славных делах её сына и показали место, где он был похоронен в братской могиле. Вокруг неё росли и шумели листвой дубы, и этот шум успокаивал растревоженную душу матери. Она решила сохранить память о месте, где похоронен её сын, ставший близким и родным для незнакомых жителей белорусского посёлка. Анна Васильевна привезла домой горстку земли с могилы героев и 10 желудей и посадила их около дома (в то время они уже перебрались в п. Семушино на улицу Коммунистическую). Из всех привезённых в память о сыне желудей, пророс только один. Это тот дуб, который и растёт сейчас около дома, где жила семья Опалевых. «Этот дуб дорог для меня, – говорит Раиса Васильевна, – ведь он хранит память о моей матери и брате».

Я поразилась, как дерево, которым я заинтересовалась, оказалось таким важным в жизни семьи. Дуб подрастал и напоминал матери о молодом красивом сыне. Давно уже нет в живых Анны Васильевны, которая растила дубок и  ухаживала  за ним, но теперь и о ней будет жива память у жителей нашего посёлка.

Т. ШКЛЯЕВА, п.Семушино
 

Комментарии (0)



архив новостей

Прогноз погоды

Реклама

Полиграфические услуги ИД "Нива"